Муниципальное управление земельными отношениями

(PDF) Управление земельными отношениями на муниципальном уровне

Муниципальное управление земельными отношениями

ставляющая, а интересы уже существующих

владельцев земельных участков не будут

учитываться. Поэтому со стороны некоторых

представителей садоводческих организаций

высказывались претензии о сложности при-

ватизации земельных участков, отказах со

стороны органов местного самоуправления

в признании выданных в советское время до-

кументах на землю. В интервью председателя

профсоюзов садоводов России Людмилы Го-

лосовой говорится о социальной напряжен-

ности, которая может возникнуть в связи с

непризнанием незарегистрированных прав

физических лиц [14]. Также недостаточная

поддержка закрепления прав собственности

на землю привет в конце концов и к падению

интересов инвесторов, которым необходимы

гарантии реализации долгосрочных проектов,

и муниципальное образование может стол-

кнуться с проблемой привлечения средств

или рассчитывать только на краткосрочные

рисковые инвестиции.

Органы местного самоуправления должны

быть заинтересованы в поддержки регистра-

ции частной собственности на землю для про-

ведения долгосрочной налоговой политики, и

требуется ограничить стремление муниципа-

литетов ради сиюминутной выгоды привлече-

ния инвестора распродавать муниципальные

земли, в том числе находящиеся в пользова-

нии у граждан. Здесь имеет смысл варьиро-

вать земельный налог, пользуясь правом му-

ниципального образования устанавливать

дополнительные налоговые льготы, снижать

ставку для объектов индивидуального жи-

лищного строительства и личного подсобного

хозяйства небольшой кадастровой стоимости,

чтобы поддержать граждан в регистрации

прав на землю, а также приблизить их к жите-

лям многоквартирных домов, чьи земельные

участки освобождены от земельного налога

по федеральному законодательству. Также

фактором повышения собираемости налогов

является кадастровая стоимость земельных

участков, которая является основной налого-

обложения.

Территориальное планирование для му-

ниципальных образований на территории

населённых пунктов (городских и сельских

поселений, городского округа) включает ут-

верждение генеральных планов поселения

(городского округа), правил землепользова-

ния и застройки, утверждение подготовлен-

ной на основе генеральных планов поселения

(городского округа), документации по плани-

ровке территории [11].

Генеральный план населенного пункта в

первую очередь определяет его границы, что

важно при разграничении земельных ресур-

сов по категориям, определения целевого на-

значения земель населенных пунктов. Имен-

но земли населённых пунктов предназначены

для застройки, [6], в границах населённых

пунктов граждане могут иметь место житель-

ства, и на населенные пункты распространя-

ются обязательства местного самоуправления

по благоустройству территории, освещении,

установке табличек с названиями улиц, сбору

бытового мусора и т.д. [11].

Генеральный план содержит информацию

о функциональных зонах на территории насе-

ленного пункта и карту размещения объектов

местного значения [4]. Функциональные зоны

позволяют определить типы рекомендуемой

застройки в соответствии с нуждами муници-

пального образования. Для муниципальных

образований может быть актуально соотно-

шение зон малоэтажной и многоэтажной за-

стройки, соотношение жилой и многофункци-

ональной зон. Особое значение имеют зоны

особо охраняемых природных территорий и

объектов культурного наследия, для которого

предусматривается особый режим охраны. С

помощью функциональных зон можно влиять

на привлекательность территории муници-

пального образования для различных видов

деятельности и косвенно на собираемость на-

логов и сборов.

Проблема здесь может быть схожей с во-

просами регистрации частной собственности.

Привлекательным для решения текущих за-

дач может стать привлечение инвесторов для

многоэтажной застройки и создания много-

функциональных зон с торговыми комплек-

сами, апартаментами, офисными зданиями,

транспортной инфраструктурой. Тогда как

организация туристических зон, поддержка

исторических ландшафтов пользуется мень-

шей популярностью, но может способство-

вать привлекательности населённого пункта

для инвестиций в долгосрочный период, по-

вышению кадастровой стоимости земель и

собираемости налогов, развитию туристиче-

ского бизнеса, который может дать рабочие

места в муниципальном образовании.

Многоэтажная точечная застройка или

изменение режима особо охраняемых зон

становится причинами конфликта между

местным населением и органами власти. Из-

за уплотнительной застройки кадастровая

стоимость и налоговая база не снижаются,

но падает рыночная стоимость земельных

участков, что ведёт к социальной напряжен-

ности. Поэтому при изменении функциональ-

ного зонирования большое значение имеют

публичные слушания, позволяющие учесть

мнение граждан и предотвратить возможные

конфликты, связанные с охраной культурного

наследия. Например, на прошедших в декабре

2014 года публичных слушаниях в Серпухо-

ве был отклонен проект изменения правил

землепользования и застройки исторической



Государственный Советник, 2015 №1

Источник: https://www.researchgate.net/publication/275823699_Upravlenie_zemelnymi_otnoseniami_na_municipalnom_urovne

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Муниципальное управление земельными отношениями
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований.

В Российской Федерации признается и повсеместно гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Население каждого муниципального образования признается территориальной общиной. Последняя вправе разрешать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью:

  • самостоятельно;
  • через выборные и назначаемые органы.

Несмотря на политическую значимость и статус субъекта конституционного права, территориальная община – это неоформленная и во многом абстрактная общность частных лиц. В отношении территориальной общины обычно говорят о правах: инициировать рассмотрение общественно важного вопроса, избрать или отозвать местного депутата.

О юридической ответственности и обязанностях общины речь не идет. Касательно органов местного самоуправления (ОМС) сложилась противоположная ситуация. Наравне с госструктурами они признаются органами публичного управления. ОМС наделены собственной компетенцией.

Полномочия органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность прав и обязательств. Это правильно лишь отчасти. Права имеет только частное лицо (например, гражданин).

К примеру, гражданин по своему усмотрению может воспользоваться или не воспользоваться правом участия в местном референдуме по поводу объекта, который будет размещен на пустующем участке.

Житель села при желании может приватизировать участок земли, находящийся в его пользовании.

Полномочия органов местного самоуправления – это неразделимый «спай» прав и обязательств. Осуществление собственных и делегированных (полученных от госструктур) полномочий является одновременно правом и обязанностью ОМС.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Рассмотрим понятие земельных отношений. Их сущность определяется сложной системой взаимодействия уполномоченных субъектов по поводу владения и распоряжения ею как имуществом и товаром, ограниченным природным ресурсом, средством производства.

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований. К их числу относятся:

  • возможность разрешения земельных вопросов местного значения;
  • распоряжение земельными участками, являющимися собственностью общины (передача в аренду, постоянное пользование или частную собственности посредством приватизации).

Доходы городских муниципалитетов разнообразны. Однако в сельской местности общины зачастую лишены могущей приносить прибыль недвижимости и значимых налоговых доходов. Земельные ресурсы здесь выступают материальной основой самоуправления, ключевым источником доходов бюджетов.

Села – территориальная база размещения субъектов хозяйствования многих отраслей экономики, где традиционно функционируют сельскохозяйственные предприятия, использующие землю в качестве средства производства.

Полномочия ОМС по регулированию и участию в земельных правоотношениях можно условно разделить на виды. Первая типология:

  • касающиеся управления участками, пребывающим в муниципальной собственности;
  • касающиеся управления другими землями.

Вторая типология:

  • собственные полномочия ОМС, которыми их наделила Конституция, Земельный кодекс РФ, №131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в РФ»;
  • делегированные полномочия: в Российской Федерации практикуется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Перечень собственных полномочий ОМС:

  • управление участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • установления размеров арендной платы за использование таких участков;
  • организация торгов по продаже права их аренды;
  • изъятие участков из частной собственности для прокладки дорог, строительства муниципальных объектов и иных нужд на основании Гражданского кодекса РФ;
  • земельное налогообложение, установление ставок земельного налога (гл. 31 Налогового кодекса РФ он отнесен к числу местных);
  • установление местных правил землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу РФ;
  • принятие, реализация программ повышения плодородия и охраны земель;
  • резервирование земель.

Закон ранжирует полномочия ОМС в сфере управления земельными ресурсами в зависимости от статуса муниципальных образований. Поселение и городской округ наделены всей полнотой полномочий; правомочности муниципального района гораздо уже.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Делегированными признаются полномочия ОМС, не отнесенные к из собственным полномочиям 131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в Российской Федерации».

Важно понимать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – право, а не обязанность госструктур. Порядок осуществления такой деятельности регламентирован ст.

19 ФЗ № 131. В частности, предусмотрено следующее:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может быть предусмотрено исключительно нормативными актами уровня федеральных и региональных законов. В Российской Федерации не прижилась практика заключения публичных договоров по этому поводу.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не может противоречить букве и духу действующего законодательства.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями касается преимущественно ОМС муниципальных районов и городских округов. Предполагается возможность делегирования полномочий бессрочно или на заранее определенный период.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться их обеспечением достаточным объемом финансирования и других необходимых материальных ресурсов в виде субвенций из государственной казны или регионального бюджета, а также надлежащим государственным контролем за ходом и результатом реализации делегированых полномочий.

Законодательный акт, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен среди прочего содержать:

  • перечень полномочий;
  • вид муниципальных образований, которые ими наделяются;
  • состав и процедуру отчетности ОМС;
  • перечень передаваемых активов;
  • методику расчета предоставляемых субвенций;
  • порядок осуществления контроля;
  • возможность прекращения осуществления ОМС делегированных полномочий.

На текущее время государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены. Госрегистрация права муниципальной собственности на большинство земель отсутствует. Всеми участками, находящимися на территории муниципалитета, распоряжаются ОМС.

Муниципальная собственность в значительной мере носит разрешительный характер, существует вне рамок гражданского законодательства и имеет административно-правовую природу.

Управление землями, которые не принадлежат к числу муниципальных, не может считаться собственными полномочиями ОМС и является фактически реализацией делегированных полномочий.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Для реализации делегированных полномочий ОМС вправе издавать обязательные для исполнения на соответствующей территории нормативно-правовые акты и осуществлять контроль за исполнением их предписаний (ст. 20 № 131-ФЗ). ОМС вправе отказываться от реализации делегированных полномочий в случае, если акт федерального или регионального законодательства о таком делегировании был признан недействительным.

ОМС ответственны за осуществление делегированных им полномочий в пределах полученного от госструктуры финансирования и материальных ресурсов. Нормативный акт о делегировании полномочий может предусматривать:

  • порядок согласования участия ОМС в осуществлении публичных полномочий;
  • особенности такого участия;
  • пределы правовой регламентации указанных полномочий госструктурами.

ОМС участвуют в осуществлении государственных полномочий, которые не были им делегированы по решению муниципалитета. Они вправе, но не обязаны расходовать на эти цели собственные средства в случае, если это специального предусмотрено бюджетным законодательством РФ.

Хотя муниципальный земельный контроль номинально отнесен к собственным полномочиям ОМС, многие специалисты сходятся на том, что он реализуется в качестве отдельных государственных полномочий. Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный контроль этого вида осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.

Специальных нормативных актов, на федеральном уровне закрепляющих основы осуществления муниципального земельного контроля, не существует. Не сформулированы цели муниципального земельного контроля. Налицо пример делегированного законотворчества, адресованного ОМС, которые обязательны для исполнения ими. В данном случае речь идет уже не о праве на законотворчество, а об обязанности.

Вопрос о том, является ли муниципальный земельный контроль самостоятельный видом деятельности ОМС или частным случаем осуществления ими отдельных государственных полномочий, остается открытым. Однако очевидно, что он осуществляемый в тесном взаимодействии с уполномоченными госструктурами, имеет целью усиление открытости земельного контроля.

Муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере земельных отношений

В структуру ОМС, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят такие органы и должностные лица:

  • представительный орган;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган;
  • иные органы.

Общепринятое понятие ОМС предполагает три основных варианта их организации:

  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной, при этом последний возглавляет представительный орган. Глава администрации – лицо, назначаемой по контракту.
  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной. При этом последний возглавляет местную администрацию.
  • общиной избирается только представительный орган. Он, в свою очередь, избирает главу муниципального образования из своего состава. Последний возглавляет представительный орган. Главой администрации назначается стороннее лицо по контракту.

В муниципальном районе возможна ситуация, когда представительный орган формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В селах глава муниципального образования может возглавлять и администрацию, и представительный орган. В селах с численностью населения до 100 человек функции представительного органа осуществляются сходом общины.

Исходя из сказанного выше, диапазон колебания содержания правомочий указанных органов в вопросах регулирования земельных отношений весьма значителен. Еще более значительные расхождения содержатся в положениях о регулировании земельных отношений и постановлениях по конкретным вопросам землепользования, принимаемых органами местного самоуправления.

В структуре местной администрации либо в числе «иных органов» обычно создается управления сельского хозяйства и/или управление земельных ресурсов. Однако в разрешении большинства земельных вопросов полномочия этой структуры сведены к минимуму. Она собирает и анализирует сведения о результатах производственной деятельности хозяйствующих субъектов, дает рекомендации.

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Представительский орган разрешает наиболее значимые земельные вопросы, находящиеся в ведении ОМС. Этот орган единственный, которые при любой схеме организации ОМС избирается непосредственно населением. Он колегиален, а потому уровень субъективизма в его решениях минимален. К числу полномочий представительского органа относятся:

  • утверждение зонирования территорий муниципальных образований;
  • утверждение генпланов застройки населенных пунктов, земельно-хозяйственного устройства городов;
  • утверждение проектов организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
  • утверждение процедуры предоставления участков (должна соответствовать требованиям федерального и регионального законодательства);
  • утверждение правил пользования земельными ресурсами;
  • установление ограничений по использованию земли;
  • установление перечня неотчуждаемых или ограниченно отчуждаемых земель в рамках, установленных федеральным или региональным законодательством, порядка изъятие участков у собственников;
  • установление порядка совершения сделок по приобретению земель в муниципальную собственность или отчуждению этих земель;
  • установление различных размеров земельных участков, передаваемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • установление порядок муниципального контроля за использованием и охраной земель;
  • установление правил взимания земельного налога, предоставления льгот.

Российская Федерация переживает период системных реформ. С одной стороны, в ходе общих экономических преобразований реализуется земельная реформа. С другой – происходит становление местного самоуправления. Это пока не привело к созданию надлежащих организационно-экономических и социальных основ современных земельных отношений.

Наблюдается:

  • повсеместная деградация земельных ресурсов муниципальных образований,
  • снижение продуктивности хозяйствования на земле,
  • необоснованное выведение больших площадей земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-zemelnyh-otnoshenij.html

Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов. Формы землепользования

Муниципальное управление земельными отношениями

Земля (земли населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки.

С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов.

В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) невелика и составляет порядка 4 – 5% доходов местных бюджетов.
Формирование муниципальной собственности на землю не завершено.

Федеральный закон “О разграничении государственной собственности на землю”, принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

– земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

– земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

– земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

– земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

– земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

По функциональному признаку земли населенных пунктов классифицируются на жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные и транспортные, рекреационные, сельскохозяйственные и иные зоны.

Законодательством установлены различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.

Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника.

Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории.

Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ “О плате за землю”. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Из других природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов.

Органы местного самоуправления, в соответствии с федеральными и региональными законами, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Система оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлена.

В соответствии с Федеральным законом “О недрах” порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. К таким объектам относятся:

– линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи и другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;

– транспортные сооружения местного значения – путепроводы, подземные переходы и т.д.;

– подземные сооружения глубиной до 5 м – погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т.д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, защита инженерных сооружений, невозможность использования земель в пределах зоны влияния объекта, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта могут привести к негативным изменениям санитарной обстановки на окружающей территории. Размеры платежей за пользование недрами определяются федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить защиту прав населения в процессе эксплуатации природных ресурсов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a61524.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.