Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов

Муниципальное управление использованием земли и природными ресурсами

Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов

Муниципальная собственность на земли поселений

Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.

В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов.

В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный

закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

• земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

• земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

• земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

• земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

• земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

• земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерче­ской организации, органу местного самоуправления, а также муниципаль­ному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного само­управления;

• земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр ме­стного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (фе­деральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах насе­ленных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависи­мости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Такой подход лишает органы местного самоуправления права го­лоса при решении вопросов землепользования в промышленных зонах населен­ных пунктов. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (с последующими изменениями) относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выку­па, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправ­ления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализа­цию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные пол­номочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участ­ков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государст­венной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительной формой собственности на землю является такая, при которой собственник объекта недвижимости является одно­временно собственником соответствующего земельного участка.

Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам соб­ственности далека от завершения.

Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муници­пального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, насле­дующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налого­вых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику.

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме сбственности.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями

Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

• разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

• установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

• определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

• установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

• принять положения о муниципальном земельном контроле и об общественном земельном контроле и т. д.

Формы землепользования

Законодательство устанавливает различные формы землепользования (рис. 6.).

Источник: https://studopedia.su/6_26182_munitsipalnoe-upravlenie-ispolzovaniem-zemli-i-prirodnimi-resursami.html

Дисциплина Муниципальное управление состоянием окружающей среды использованием земли

Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов

Дисциплина Муниципальное управление состоянием окружающей среды, использованием земли и природных ресурсов Тема: 1 Введение в дисциплину «Муниципальное управление состоянием окружающей среды, использованием земли и природных ресурсов»

Цель: формирование знаний о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также основ управления земельными ресурсами на базе муниципального образования.

Задачи: иметь системное представление: о предмете и методе дисциплины; о специфике направлений деятельности муниципальных образований в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; о деятельности органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.

знать: ◦ правовые акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и управления земельными ресурсами; ◦ теоретические основы природопользования и управления земельными ресурсами; ◦ систему экологического контроля; ◦ структуру системы государственного и муниципального управления природопользованием и охраной окружающей среды.

уметь: проводить анализ и оценку уровня экологического состояния муниципального образования; проводить экономическую оценку земель разнообразными методами; самостоятельно работать с нормативными документами. владеть: информацией о современных тенденциях развития природоохранной деятельности; речевой терминологией, используемой при изучении дисциплины.

Литература: Конституция Российской Федерации: принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. Воробьев А. Е. Основы природопользования: экономические, экологические и правовые аспекты: учебное пособие / А. Е. Воробьев [и др. ]; под ред. проф. В. В Дьяченко. – Изд. 2 -е, доп. и перераб.

– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 542 с. Маринченко А. В. Экология: Учебное пособие. – 3 -е изд. , испр. и доп. – М. : Издательско торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2009. – 328 с. Экономика природопользования: учеб. / под ред. К. В. Папенова. – М. : ТЕИС, ТК Велби, 2008. – 928 с. Хотунцев Ю. Л.

Экология и экономическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2 -е изд. , перераб. – М. : Издательский центр «Академия» , 2004. – 480 с. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 04. 05. 1999 № 96 -ФЗ (ред. от 27. 12. 2009 г. ) (принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001 г.

) [электронный ресурс]: Консультант Плюс – надежная правовая поддержка

Концепция природопользования в России 1. 2. 3. Формирование органов управления при родными ресурсами и охраны окружающей среды; Создание нормативно-правовой базы; Осуществление перехода от административных методов регулирования природопользования к рыночным

Основные проблемы природоресурсного комплекса России 1 Состояние природных ресурсов.

Все виды природных ресурсов России масштабно используются в экономике страны, экономически востребованы и вносят существенный вклад в обеспечение стратегической безопасности страны, позволяют обеспечить потребности национальной экономики и длительное время поддерживать высокий уровень экспорта сырьевой продукции.

Земельные ресурсы Территория РФ – 17, 1 млн. км 2; Землеобеспеченность – 11, 6 га и площади пашни 0, 9 га на 1 -го жителя; Из 222 млн. га сельхозугодий боле 54 повреждено водной и ветровой эрозией; 45 млн. га заболочено; Более 1, 2 млн. га земель с техногенным нарушением; 60 млн. га загрязнено вредными химическими веществами

Задачи в области использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв Совершенствование правового и экономического механизма регулирования землепользования и охраны земель; Формирование целостной и взаимоувязанной системы управления земельными ресурсами на всех уровнях; Осуществление функционального зонирования территорий и установление правового режима пользования земельными участками.

Водные ресурсы В России сосредоточена более 20% мировых запасов пресных вод; Ресурсы речного стока – 4264 км 3, т. е. около 30 тыс. км 2 в год на 1 -го человека; В озерах сосредоточено 24, 1 тыс. км 3 пресных вод Насчитывается более 2 тыс. водохранилищ объемом 1 млн. м 3; Организованный сброс сточных вод составляет 69 км 3 в год; Из общего объема сточных вод нормально очищается около 10%.

Проблемы использования природных ресурсов Неблагоприятное распределение водных ресурсов по территории страны; Высокий износ основных производственных фондов водного хозяйства, построенных в основном в 30 -е и 50 -е гг. Низкий технический уровень водного хозяйства России и существенное его отставание от уровня водного хозяйства развитых стран; Несовершенство хозяйственного механизма, основанного на бюджетном финансировании.

Минеральные ресурсы Объем добычи минерального сырья в России в денежном выражении составляет 13 -14% от мирового; В условиях перехода к рыночным отношениям на 30 -70% снизилась доля рентабельных для отработки запасов; Сокращение геологоразведочного производства привело к резкому уменьшению объемов общегеологических опережающих исследований, направленных на выявление прогнозного потенциала и новых нефтегазоносных и рудоносных районов; Около 70% запасов полезных ископаемых сосредоточено в северных регионах, что увеличивает издержки освоения объектов; РФ обладает самыми большими площадями континентального шельфа, его площадь – 4, 2 млн. км 2; Общий нефтегазовый потенциал шельфа России сопоставим с потенциалом крупных нефтегазовых провинций.

Показатели развития минеральносырьевой базы базируются: Достижение структуры минерально-сырьевой базы по степени ее изученности как обязательного условия устойчивости и надежности всех составляющих суммарного ресурсного потенциала; Решение социально-экономических проблем, гармонизация интересов федерального и местного уровней, а также интересов недропользователей; Вхождение России в мировой минерально-сырьевой рынок не только как традиционного экспортера, но и как импортера; Развитие минерально-сырьевой базы с взаимоувязкой объемов и темпов их освоения; Минимизация экологического риска при освоении месторождений полезных ископаемых.

Лесные ресурсы Россия владеет 22% лесных ресурсов планеты Леса занимают 69% территории страны, общий запас древесины – 80 млрд. м 3; Ценные насаждения лесного фонда составляют 72%

Проблемы использования Недостаточное освоение лесных ресурсов обусловлено отсутствием или слабым развитием в многолесных районах транспортных коммуникаций, инфраструктуры лесозаготовительных производств; Потери лесов связаны с пожарами; Потери лесов связаны с поражениями вредных насекомых; Ущерб причиняемый нарушителями лесного законодательства; Цена за древесину остается крайне низкой.

Водные биологические ресурсы Биоресурсный потенциал экономической зоны России составляет 4, 5 -4, 6 млн. т. Внутренних морей – 0, 25 – 0, 3 млн. т. Пресноводных водоемов – 0, 27 млн. т. Для российского флота оценивается на уровне 9, 5 – 10 млн. т. , в т. ч. в зонах иностранных государств – 2, 45 млн. т.

Задачи воспроизводства, использования и охраны водных биоресурсов Разработка нормативно-правовой базы для обеспечения оптимальных условий воспроизводства, использования и охраны биоресурсов Разработка управления механизмов, обеспечивающих устойчивое состояние запасов водных биоресурсов Комплексные исследования состояния запасов водных биологических ресурсов Определение наиболее важных районов промысла открытой части Мирового океана и зон иностранных государств

Биологические ресурсы Ежегодные объемы заготовки дикорастущих плодов и ягод варьируются от 2, 5 до 56 тыс. т. , Орехов – от 0, 5 до 1, 2 тыс. т. , Грибов – от 0, 5 до 7, 5 тыс. т.

Задачи государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны биологических ресурсов Разработка единой федеральной стратегии использования ресурсов животного и растительного мира Принятие федерального закона об охоте и соответствующих нормативно-правовых актов Правительства РФ, обеспечивающих систему государственного управления и контроля за использованием ресурсов охотничьих животных Разработка экономического механизма по обеспечению финансирования федеральных и территориальных программ по охране, воспроизводству и регулированию использования охотничьих животных

2.

Роль природных ресурсов в обеспечении экономической и экологической безопасности 2.

1 Природные ресурсы России и мировая экономика Экспортно-импортная политика стран мира Экспорт технологий и услуг в обмен на импорт сырья (Япония, Южная Корея, Сингапур, страны Европы) Экспорт дешевого сырья в обмен на импорт технологий (страны Африки) Экспорт дорогого сырья в обмен на импорт технологий (Кувейт, Саудовская Аравия) Экспорт технологий, услуг, дорогого сырья, так и их импорт (США, Великобритания) В группу стран экспортеров сырьевых ресурсов входит и Россия

2.

2 Природные ресурсы и геополитические интересы России Факторы Приоритетность собственных геополитических интересов России; Внутренние потребности и структура производственного потенциала страны; Динамика микрохозяйственных потребностей и спроса на природные ресурсы; Значение природных ресурсов России в глобальном биосферном процессе; Потенциал производственного сектора, социальная и производственная инфраструктура, природно-климатические и демографические особенности регионов; Прогнозы социально-экономического развития экономики и реализация крупных социально-экономических проектов; Возможности наращивания сырьевой базы; Внутренняя стабильность и инвестиционный климат в стране

2.

3 Стратегические виды природных ресурсов Рсапоряжением Правительства РФ от 16. 01. 1996 г. № 50 -р определен перечень стратегических видов минерального сырья, куда вошли: Топливно-энергетические ресурсы; Руды некоторых цветных и редких металлов; Драгоценные металлы и камни.

Проблема обеспечения страны стратегическими видами природных ресурсов требует решения ряда вопросов: Законодательного закрепления перечня стратегических видов природных ресурсов; Порядка и объема создания, обновления, реализации их запасов и финансирования этих работ; Определения порядка координации работ по обеспечению стратегическими видами природных ресурсов; Создания системы учета стратегических видов природных ресурсов; Заключения серии межгосударственных соглашений по гарантированному импорту дефицитных в России стратегических видов природных ресурсов; Обеспечения экологической безопасности и минимально необходимых объемов воспроизводства и восстановления сырьевой базы.

2.

4 Цели и задачи государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов Стратегической целью государственной политики является обеспечение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительного, рационального и сбалансированного использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, направленных на повышение качества жизни людей, реализацию прав нынешнего и будущего поколения на благоприятную природную среду обитания и на пользование природно-ресурсным потенциалом, создание основы для перехода к устойчивому развитию при соблюдении геополитических интересов и национальной безопасности России.

Задачи государственной политики Обеспечение функций государства по владению и распоряжению природными ресурсами; Использование возможностей природоресурсного потенциала для преодоления текущего кризиса; Уменьшение природоемкости экономики; Обеспечение оптимального воспроизводства природных ресурсов.

2.

5 Основные направления государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов Правовое и нормативное регулирование В настоящее время сферу природопользования регулируют несколько десятков законодательных актов РФ, принятых еще в 1991 -1994 гг. Для обеспечения их реализации Правительством РФ принято более 200 постановлений.

Экономические и финансовые механизмы Экономический механизм природопользования включает в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, платежи за пользование природными ресурсами, финансовое обеспечение работ по охране и воспроизводству природных ресурсов, рыночные методы регулирования природопользования.

Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование природными ресурсами на основе: Рентного подхода; Фиксированных платежей, размер которых устанавливается законодательно

Региональное и муниципальное природопользование Вопросы муниципального природопользования рассматриваются совместно с вопросами жилищнокоммунального хозяйства.

Это касается вопросов: Землеотвода для строительства жилья и объектов социальной сферы; Коммунального водоснабжения и водоотведения; Отвода площадей под размещение осадков сточных вод; Строительства полигонов промышленных и бытовых отходов.

3. Экономический механизм природопользования В состав экономического механизма природопользования входят соответствующие законы: ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.

21)предусмотрено образование и функционирование системы экологических фондов; Бюджетный кодекс РФ (ст.

17) подтверждает это положение и требует консолидации доходов, утверждения отдельной статьи и обеспечения целевого расходования и соответствующего контроля со стороны Счетной палаты РФ Налоговый кодекс РФ предусматривает экологический налог

Важным элементом экономического механизма является федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы» Финансирование программы: Из федерального бюджета приходится 50, 6% от общих затрат; Расходы на создание объектов природоохранительного назначения – 45, 8%; Расходы ведомственных структур – 3, 6%; Общая сумма финансирования не превышает 1, 5 млрд. руб.

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/disciplina-municipalnoe-upravlenie-sostoyaniem-okruzhayushhej-sredy-ispolzovaniem-zemli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.