Межотраслевые принципы земельного права

Основные принципы земельного права

Межотраслевые принципы земельного права

Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений. В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены к Конституции РФ. Необходимо выделить следующие конституционные положения, которые являются основой для земельных правоотношений:

конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. ч. 1, 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 35);

конституционные положения, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений (п. «д» ст. 71, п. п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2, 5 ст. 76, п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасающейся с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

принципы, определяющие основы землепользования;

принципы, определяющие основы управления и охраны земель.

Отраслевые принципы являются базисом при регулировании исключительно земельных отношений. На основе отраслевых принципов создаются и реализуются правовые нормы только земельного права.

В современном земельном праве в условиях продолжающихся процессов реорганизации земельных отношений в обществе правовые принципы сформулированы предельно конкретно и четко. Однако их перечень не является исчерпывающим. Статья первая Земельного кодекса (далее – ЗК РФ) формулирует следующие основные принципы.

1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Согласно указанному принципу регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:

как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Значение основы жизни и деятельности российского общества придает земле и другим природным ресурсам Конституция Российской Федерации (ст. 9).

Поэтому ЗК РФ и иные нормативные акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земли, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, ЗК РФ формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (пп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (п. 1 ст. 42 ЗК РФ), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (п. 4 ст. 42 ЗК РФ). Так, например, реализация проектов застройки земельных участков без соблюдения природоохранных требований не соответствует данному принципу.

2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Провозглашая как принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, законодатель имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы собственников земельных участков в целях охраны окружающей среды.

Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране.

Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями категорий земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях ЗК РФ.

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов.

Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.

Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей данного принципа, даже если эти затраты окажутся существенными.

Данный правовой принцип отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей (ст. ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ).

Реализация данного принципа обеспечивается нормативными правовыми актами как земельного законодательства, так и других отраслей права. Помимо ст. ст.

42, 43, 60 – 63, 71 – 76 ЗК РФ, к ним следует отнести Федеральные законы “Об охране окружающей среды”, “О радиационной безопасности населения”, “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” и др.

4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель.

В свою очередь, публичные органы обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. По существу, данным принципом граждане и общественные организации причисляются к непосредственным участникам отношений в области управления земельными ресурсами.

В соответствии с этим принципом гражданам и общественным организациям предоставляется право принимать участие в разработке и принятии административных актов, затрагивающих их интересы в отношении принадлежащих им земельных участков, – с одной стороны, а органам государственной власти и органам местного самоуправления вменяется в обязанность обеспечивать возможность участия населения в подготовке и принятии решений о выборе и принятии таких актов – с другой.

Примером реализации данного принципа в земельном законодательстве является ст. 31 ЗК РФ, устанавливающая гарантии участия населения в принятии решений о предоставлении земельных участков для целей строительства. Пункт 2 ст.

23 ЗК РФ также предусматривает возможность установления публичного сервитута с учетом результатов публичных слушаний.

Дополнительной гарантией реализации данного принципа является право граждан и общественных организаций на осуществление общественного земельного контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти решений, затрагивающих их права и законные интересы.

5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Рассматриваемый принцип повторяет общеизвестное положение: принадлежность следует судьбе главной вещи.

В данном случае земельный участок рассматривается как главная вещь, а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью.

Этим принципом земельный участок фактически объединяется в одну сложную вещь (земельно-имущественный комплекс) с другими объектами недвижимости, которые прочно связаны с земельным участком.

Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте. В целях реализации данного принципа в п. 4 ст. 35 ЗК РФ были включены специальные правовые нормы, меняющие содержание ст. 273 ГК РФ. Более подробно об этом см.

соответствующий параграф учебника, рассматривающий особенности приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости.

6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается. Однако необходимо отметить, что установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7) Платность использования земли.

Любое использование земли в России осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной экономическому механизму регулирования земельных правоотношений.

8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Правовой режим земель в России определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования (с учетом зонирования и разрешенного использования). При определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной правовому режиму земельных участков.

9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Несмотря на отмену с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 17 июля 2001 г.

N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”, который специально регулировал процедуру отнесения земельных участков к федеральной, региональной и муниципальной собственности, необходимость разграничения сохранилась. Более подробно данная процедура рассмотрена в главе, посвященной праву собственности на землю.

10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Данный принцип предусматривает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Рассматриваемый принцип является межотраслевым и обеспечивает баланс публичных и частных интересов, который реализуется в нормах земельного, экологического и иных отраслей права.

Примером реализации данного принципа является установление в земельном законодательстве процедуры принудительного отчуждения (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения прав собственников земельных участков путем установления публичных сервитутов.

11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное – специальные.

Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

Перечень принципов, содержащихся в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в иных статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ. В качестве примера иных принципов можно привести:

принцип сохранения целевого использования земельных участков;

принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже.

Источник: https://studopedia.ru/6_148564_osnovnie-printsipi-zemelnogo-prava.html

2.Принципы земельного права

Межотраслевые принципы земельного права

В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Принципы права – это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы права распространяют своё действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит своё отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм.

В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли.

Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают её специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об её системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

По выражению Г.А.

Волкова, «принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закреплённые непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами»[3].

Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Соблюдение принципов земельного права обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановления часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нём пробелов.

Принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общеправовые принципы), несколько отраслей (межотраслевые), на одну отрасль права (отраслевые принципы), на один правовой институт (внутриотраслевые принципы). В зависимости от источников права, закрепляющих эти принципы и принципы, установленные в федеральных законах.

Большинство принципов земельного права носит межотраслевой характер, то есть выступает в качестве базовых исходных начал в развитии двух и более отраслей российского права.

Так, в числе таковых можно отметить принцип платности использования природных ресурсов, который прослеживается не только в земельном, но и водном, лесном и ином природоресурсовом законодательстве, а также в законодательстве о налогах и сборах.

Статья 1 Земельного кодекса РФ составляет основу действия норм как ЗК РФ, так и земельного законодательства в целом. этой статьи основано на учении о принципах права, которые представляют собой общие начала, идеи, лежащие в основе формирования институтов, содержания норм и их применения.

К основным принципам, признаваемым правовым государством, относятся такие, как верховенство закона, равенство всех перед законом, справедливость, признание прав человека, ответственность за вину. Данные принципы составляют базу формирования и реализации любых правоотношений. Принципы права обязательны для соблюдения и служат основой для принятия, исполнения или применения норм права.

Правовые принципы закреплены Конституцией РФ. Основные начала гражданского законодательства, изложенные в ст. 1 ГК РФ, также по своему содержанию представляют собой принципы права, закрепленные ЗК РФ в качестве норм.

Статья 1 ЗК РФ практически впервые в систематизированном виде устанавливает принципы отрасли земельного права (отраслевые принципы). Они дополняют принципы общеправовые, не противореча им и основываясь на них.

Основное значение указанной статьи, таким образом, связано с необходимостью обеспечения общих принципиальных подходов к правовому регулированию земельных отношений.

При этом на установленные принципы должны ориентироваться как федеральные нормативные акты, так и законодательство субъектов РФ, которые согласно ст.

72 Конституции РФ вправе принимать свои земельные законы, а также нормативные акты органов местного самоуправления.

Следует заметить при этом, что принципы, закрепленные статьей 1 ЗК РФ, не только следуют общеправовым принципам, но и служат в ряде случаев выражением выработанных в последнее время основных направлений земельной политики.

Можно сказать, что в основе определения принципов земельного права лежит понимание особенностей земли как объекта общественных правовых отношений.

Известно, что земля, с одной стороны, объект природы, с другой стороны – территория размещения (строительства) возводимых людьми сооружений. Кроме того, на той же земле существуют иные природные объекты.

Выполнение землей всех этих функций одновременно и служит одним из оснований выработки особых принципов правового регулирования земельных отношений. В связи с этим принципы земельного законодательства отчасти отличаются от тех, что приняты иными отраслями законодательства РФ.

Безусловно, как уже было сказано, принципы земельного законодательства базируются на основополагающих общепризнанных правовых принципах, определяющих права субъектов правоотношений.

Но, поскольку земельная реформа еще не завершена, отношения в области использования земли находятся в стадии формирования. Поэтому отдельные положения статьи 1 ЗК РФ являются скорее не правовыми принципами в общепринятом понимании, а представляют собой нормативное закрепление результатов реформ последних 12 лет, а также выражение представлений о дальнейшем их развитии.

Первый принцип земельного законодательства провозглашает учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Этот принцип основан на положениях, утвержденных ст. 9 Конституции, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данное положение Конституции РФ имеет общесоциальный смысл, это – декларация, имеющая важное значение для формирования правовых основ использования земли.

Земля как основа существования народов, населяющих Россию, не может правом полностью отождествляться с иными вещами, не может также иметь иное однозначное или утилитарное значение, как другие объекты правовых отношений, в том числе недвижимые вещи.

Правовое регулирование использования земли не может осуществляться способами с нарушением прав и интересов народов, проживающих на данной территории.

Это означает, что правовое регулирование и реализация права не могут осуществляться способами, которые могут привести к нарушению прав и законных интересов народов, проживающих на данной территории. Однако реализация данного положения должна осуществляться в совокупности с реализацией иных конституционных положений и не может служить основанием для пересмотра содержания основных институтов права (например, права частной собственности на землю), если они не противоречат общим принципам Конституции РФ.

Заметим, что принцип земельного законодательства, установленный подп. 1 п. 1 статьи 1 ЗК РФ, не повторяет положения Конституции РФ, но касается одного из ее аспектов, согласно которому в качестве ресурса, природного объекта, объекта недвижимости, объекта права собственности и иных прав выступает одновременно.

Это означает, что, устанавливая те или иные правила использования земли как объекта недвижимости или природного ресурса, правовая норма должна учитывать и иные качества земли.

Это положение одно из основных, отличающих подход земельного законодательства к объекту регулирования от подходов, принятых иными отраслями законодательства РФ.

Второй принцип земельного права устанавливает приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

https://www.youtube.com/watch?v=t7knqXbdk-w\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Установленный подп. 2 п. 1  статьи 1 ЗК РФ принцип продолжает предыдущее положение, в то же время, определяя приоритет земли как компонента природы перед использованием ее как недвижимого имущества.

Этот принцип является существенным для определения меры правового регулирования прав на земельные участки, их оборота и действия при этом гражданско-правовых норм и норм земельного законодательства.

Конституция РФ (ст. 36) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Данное положение признается и гражданским законодательством (ст. 209 ГК РФ).

В то же время заметим, что принцип этот должен распространяться на реализацию не только права собственности на землю, но и иных прав – постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и других установленных законом прав. Включение его в ст.

1 ЗК РФ обусловлено особой значимостью земель для жизнедеятельности человека, невосполнимостью данного природного объекта.

Именно поэтому ЗК РФ выделяет специальную категорию земель с особым правовым режимом – земли особо охраняемых территорий и объектов, а также возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соответствующие обязанности по охране земель, ограничивающие их права на земельный участок (ст. 42 ЗК РФ). За нарушение вытекающих из данного принципа правовых норм может наступать юридическая ответственность (например, уголовная ответственность за порчу земель – ст. 254 УК РФ).

Следует подчеркнуть, что рассматриваемый принцип и принцип, установленный подп. 3 п. 1 статьи 1 ЗК РФ, согласованы с общими принципами законодательства в области охраны окружающей среды. Связь эта закономерна, поскольку земля – природный объект, неразрывно связанный с иными природными объектами, она же является и территорией проживания людей.

Напомним при этом, что ФЗ об охране окружающей среды в целом определяет окружающую среду как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, а охрану окружающей среды – как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (деятельности, в том числе способной создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан) и ликвидацию ее последствий.

Третий принцип земельного права устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Источник: http://www.aup.ru/books/m237/2.htm

Межотраслевые принципы земельного права

Межотраслевые принципы земельного права

Министерство образования и науки РФ

Институт права и гуманитарного образования

Реферат

По дисциплине земельное право

На тему:

«Межотраслевые принципы земельного права»

Выполнила:

Научный руководитель:

Москва 2012

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Межотраслевые принципы земельного права…………………………….4
  1. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………….………………………………………………14    

Введение

Руководящие начала в правовой системе составляют принципы правового регулирования.

  Из этого вытекает, что под принципами земельного права понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, характеризующие содержание земельного права, его сущность и назначение в обществе, на базе которых строятся общественные земельные отношения, имеющие место в повседневной жизни.

Принципы земельного права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве идей и для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования земельных отношений и правовой системой. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и развитию земельной реформы.

https://www.youtube.com/watch?v=G5OOTrkvQ0Q\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены к Конституции РФ.

  1. Межотраслевые принципы земельного права.

О.И.

Крассов, рассматривая принципы современного земельного права, выделяет несколько основных групп: к первой группе относятся принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений; вторая группа принципов земельного права – принципы, обеспечивающие публичные экономические интересы в сфере регулирования земельных отношений; к третьей группе относится принцип определения сферы земельного законодательства и соответственно земельного права как самостоятельной отрасли права.1

Как отмечает А.Х.

Хаджиев, в формировании этой отрасли права, безусловно, участвуют общеправовые и межотраслевые принципы: приоритета норм международного права; демократизма; гуманизма; социальной справедливости; законности; верховенства закона; сочетания общественных и личных интересов; единства юридических прав и обязанностей и т. д. Вместе с тем, сущность и особенности земельного права наиболее рельефно проявляются через такие принципы правового регулирования, которые главным образом характерны или исключительно присущи этой отрасли.

Как справедливо подчеркивает А.Х.Хаджиев, система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-функциональных качеств:  
1) непосредственно регулирует земельные отношения;

2) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения;

3) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;

4) обеспечивает системность земельно-правового регулирования;

5) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

Под принципами права в теории права понимают руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. 
А. В. Малько считает, что принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального землепользования и охраны земель, защите земельных прав и законных интересов человека и гражданина.

     Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая земельное), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае – земельному) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному).

Отраслевые принципы земельного права, в свою очередь, подразделяются на принципы общей части и принципы особенной части.

    Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальной свободы, гражданского долга, ответственности за вину, единства прав и обязанностей и др.

     К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно – процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др. 

    В статье 1 Земельного кодекса РФ закреплены следующие основные принципы земельного законодательства:

1.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

 Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

 Указанный принцип, устанавливая приоритет охраны земли, предполагает необходимое ограничение хозяйственной деятельности субъектов земельных отношений в целях охраны окружающей среды. 

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

 Граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. Платность использования земли. Согласно этому принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс РФ (ст. 65) выделяет две формы такой платы: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость)                   и арендная плата за землю.2

8. Деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым, при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

 Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Данный принцип в области регулирования земельных отношений заключается в том, что земельное законодательство призвано обеспечить оптимальный баланс публичных (общественных) и частных интересов в данной области.    

Кроме вышеизложенных принципов регулировании земельных отношений, применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут также быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие вышеизложенным.

  1. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права.

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями российского права.

Самая тесная связь у земельного права с конституционным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного. 
    Применительно к земельному праву такими положениями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст.

9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на владение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других.

Кроме того, важное значение для земельного права имеют нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия пользования землей на основе федерального закона, а также отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и принятие земельного, водного, лесного законодательств и законодательства о недрах (ст. 72).

Земельное право тесно связано с административным правом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти, в том числе и в области организации использования и охраны земель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности.

Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, земельные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, размещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения признаны недвижимым имуществом.

Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение земельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гражданского законодательства.

Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, вопросы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства и ряд других. Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, как отмечает О.И. Крассов, эти вопросы регулируются прежде всего гражданским правом, однако учитываются следующие обстоятельства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде случаев применяются специальные методики. Во-вторых, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями, например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством.3

Источник: https://www.stud24.ru/land-low/mezhotraslevye-principy-zemelnogo-prava/334185-1006302-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.