Методы земельного права с примерами

Методы земельного права

Методы земельного права с примерами

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод земельного права

Земельное право– совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в целях организации эффективного использования и охраны земель, охраняемых законом интересах землепользователя, а так же обеспечением устойчивого развития РБ.

Новый земельный строй отмечает многообразие форм собственности на землю: установление платности всех форм пользования землёй, включение земли в гражданский оборот как объекта различных сделок сохр. гос. управления, контроль государства за эффективностью использования земельных участков.

Таким образом, предметомземельного право являютсяземельные отношения.

Земельные отношения– отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

Земля рассматривается как экономическая, политическая, правовая категория.

Как экономическая– выступает объектом хоз-ного оборота, объектом собственности вещных и обязательственных прав.

Как политическая– явл. Территорией государства и пределом осуществления гос. власти.

Как правовая– земельные участки, имеющие индефикационные характеристики, установленные границы, площадь, место положения, режим использования и охраны.

земля (земли)– земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Земля явл. Объектом имущественных отношений, которая складывается в гражданском обороте, имеет статус недвижимого имущества.

В качестве недвижимого имущества земельные участки обладают свойствами:- относятся к категории индивидуальных вещей; – могут быть делимыми или неделимыми; – попадают под опред. Режим собственности;- являются самостоятельным объектом правового регулирования

Таким образом земля выполняет функции: -экологическую, -социальную, -экономическую.

Методы земельного права – форма правового воздействия на поведение участников земельного правоотношения.

Земля как объект правового регулирования

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:категории земель;виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель – по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса РБ о земле).

Принципы земельного права

Статья 5.Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

1) государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;2) обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;3) единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;4) использования земельных участков по целевому назначению;5) приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;6) эффективного использования земель;7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;8) платности землепользования;9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;10)гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;11) защиты прав землепользователей.

Методы земельного права.

Под методами земельного права понимаются соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер гос.принуждения при несоблюдении ими правовых норм.

Земельно-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников отношений, предоставляя им возможность совершать определенные действия или запрещая их.

Тем самым земельно-правовые нормы определяют модель поведения участников земельных отношений.

В земельном праве регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.

Императивный метод означает воздействие на участников земельных правоотношений посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов.

При использовании диспозитивного метода воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

В частности, императивный метод регулирования земельных отношений применяется в сфере государственного управления землей, при установлении порядка застройки земель, в случаях привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Диспозитивный метод свойственен частному праву и предоставляет участнику земельных отношений право самостоятельного решения. Диспозитивный метод применяется в регулировании земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности, и самостоятельности хозяйствования на земле.

Следует отметить, что в настоящее время преобладает императивный метод регулирования земельных отношений.

В юридической литературе выделяют три основных вида диспозитивного метода:

1) рекомендательный; 2) санкционирующий; 3) делегирующий.

При использовании рекомендательного метода субъектам земельных правоотношений предоставляется возможность альтернативного поведения, т. е. субъект самостоятельно выбирает способ своего поведения для решения поставленных задач.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, однако это решение приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим компетентным органом.

При использовании делегирующего метода субъекту земельных правоотношений предоставляются определенные правомочия в какой-либо области.

5. Система земельного права

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая частьземельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения.

Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие: институт, регулирующий право собственности на землю; институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования; институт государственного управления землями; институт ответственности за нарушение земельного законодательства; институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная частьземельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

Источник: https://studopedia.ru/20_56390_metodi-zemelnogo-prava.html

Правовое регулирование земельных отношений

Методы земельного права с примерами
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Предмет и методы земельного права и их особенности

Методы земельного права с примерами

Предмет и методы земельного права и их особенности.

Предметом ЗП являются волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли, прежде всего и представляет собой комплекс управленческих и имущественных отношений, где земельный участок выступает как недвижимость.

ЗП выступают земельные отношения особого рода, т.е. земельная собственность, землевладение, землеиспользование, аренда земли, связанные с распределением и охраной земли непосредственным использованием ее в качестве средства производства и непременного условия экономической и иной деятельности.

Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические.

Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды.

Экономический характер земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности).

Методы ЗП – совокупность юридических приемов, средств и форм правового воздействия на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.

Метод обвязывания юридические лица и ИП, хозяйственная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, обязаны осуществлять мероприятия по охране земли в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами, Минприроды государственного комитета по имуществу.

Метод дозволения землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе передавать от лица в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которого определяется по соглашению сторон.

https://www.youtube.com/watch?v=t7knqXbdk-w\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

В ЗП нередко применяется метод запрещения. Ст. 33 кодекса «о земле» гласит, что нецелевое использование средств полученных за земельный участок, передаваемый в государственную собственность, а также за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности, не допускается.

Императивный метод то, что участники регулируемых данным методом отношений не равны между собой.

Правовое регулирование указанным методом осуществляется на основе организационного воздействия посредством обязательного к исполнению предписаний и запретов, с помощью которых один из участников этих отношений вправе воздействовать на других.

Этот метод применяется в процессе осуществления госуправления земельным фондом, т.е. ведения государственного земельного кадастра мониторинга земли.

Диспозитивный метод основан на юридическом равноправии сторон, в том числе в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на землю.

Он воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе самостоятельно принимать решения и определять модели своего поведения в рамках закона.

Данным методом регулируется отношения в области использования земли, возникающих между землепользователями, землевладельцами и собственниками земельного участка и третьими лицами.

Система земельного права.

Система земельного права – научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права.

Земельно-правовые нормы представляют собой санкционированное государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, устанавливают правила поведения их участников.

Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования.

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:

– институт, регулирующий право собственности на землю;

– институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

– институт государственного управления землями;

– институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

– институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

Источники земельного права.

1) Конституция Республики Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулирует ст. 13 Конституции Республики Беларусь, которая в общем виде определяет режим земельной собственности.

2) Кодексы Республики Беларусь:

1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года.

Источник: https://infopedia.su/8x49a1.html

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Методы земельного права с примерами

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

https://www.youtube.com/watch?v=G5OOTrkvQ0Q\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление “власти и подчинения”. Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1.                  Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2.                  Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3.                  Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.