Методы управления земельными ресурсами

Основные методы управления земельными ресурсами

Методы управления земельными ресурсами

Каждая из функций уп­равления земельными ресурсами формирует совокупность меро­приятий, систему элементов, состав и содержание которых опреде­ляют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения.

Объективной основой организации и осуществления управле­ния земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы.

К основным методам управления земельными ресурсами отно­сится землеустройство, государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости), мони­торинг земель, земельный контроль и др.

Госуда́рственный када́стр недви́жимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г.

землеустройство — это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации раци­онального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и уста­новлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, (внутрихозяйственное землеустройство).

Землеустройство обязательно проводят в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; определения границ ограниченных в использовании частей объ­ектов землеустройства;

перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйствен­ного производства;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению от­ходами производства и потребления, радиоактивными и химиче­скими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Землеустройство проводят за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и за­казчиков.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель, за­дачей которой является исследование причин и динамики этих про­цессов. Цель мониторин­га земель — сбор данных, которые обеспечивают контроль за их со­хранением.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и вида использования.

Задачами государственного мониторинга земель, как указано в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 67), являются:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреж­дении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного зе­мельного кадастра, государственного земельного контроля за ис­пользованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также зем­леустройства;

Мониторинг земель ведут разными методами и способами. Он включает систему натурных наблюдений, автоматизи­рованную систему (АИС), в которую входят: информационно-поис­ковая система (АИПС), система обработки данных (АСОД), система комплексной интерпретации данных (АСКИ), прогнозно-диагностическая система (АПДС) и система управления (АСУ).

В современных условиях государ­ству и обществу необходим земельный контроль как инструмент уп­равления, обеспечивающий функционирование правовых механиз­мов в сфере земельных отношений.

Государственный земельный контроль осуществляют в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации.

Правовую основу госземконтроля составляют Конституция Рос­сийской Федерации, земельное, градостроительное, природоохран­ное, лесное, водное, административное, уголовное, гражданское и иное законодательство Российской Федерации и субъектов РФ, нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии со своей компетенцией органами, осуществляющими гоеземконтроль.

Земельным законодательством предусмотрены следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общест­венный и производственный.

Государственный земельный контроль осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законо­дательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Муниципальный земельный контроль осуществляют органы мест­ного самоуправления или уполномоченные органы, или органы на территории муниципального образования и в соответствии с зако­нодательством РФ в порядке, установленном нормативными пра­вовыми актами органов самоуправления.

Производственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятель­ности на земельном участке. Этот вид контроля является своеоб­разным самоконтролем и не касается граждан, которые используют земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства, огородничества и т. п.

(так же это есть в вопросах 9,10,11,12)

Источник: https://studopedia.ru/5_105761_osnovnie-metodi-upravleniya-zemelnimi-resursami.html

3.Методы и принципы управления земельными ресурсами, функции управления земельными ресурсами

Методы управления земельными ресурсами

Методыуправления– система способов и приемов воздействиясубъектов управления на объект управлениядля достижения определенных результатов.

Видыметодов управления:

  1. экономические – основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира. Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, организации, общества, государства;

  2. организационно-распорядительные (административные) основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления;

  3. социально-психологические основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.

Всеперечисленные виды управлениявзаимосвязаны и образуют единую систему.

Основнымизадачами, решаемыми в земельно-имущественнойсфере с помощью экономическихметодовявляются:

  • формирование бюджетной политики государства;

  • выбор направления развития того или иного хозяйства (прежде всего сельского);

  • выбор направления распоряжения имущественным комплексом;

  • комплексное развитие региона;

  • налогообложение;

  • выработка мер экономической поддержки различных отраслей и отдельных хозяйств. К числу экономических методов в сфере управления земельными ресурсами можно отнести налогообложение, аренда земельных участков, земельная рента и др.

Организационно-распорядительныеметоды включаютв себя способы и приемы воздействиясубъекта управления на объект управленияна основе указов, законов, постановленийи других административных документов.Данные методы управления подкрепляютсяавторитетом власти, экономическиобосновываются и обеспечиваютсянеобходимыми ресурсами.

Государствочерез специально созданные органыуправления осуществляет определенноеадминистративно-организационноевоздействие на объекты управления путемустановления обязанностей, прав иответственности.

Административныеметоды управления ориентированы натакие мотивы поведения, как осознаннаянеобходимость дисциплины труда, чувстводолга, стремление человека трудитьсяв определенной организации и т.п. Этиметоды воздействия отличает характервоздействия: любой регламентирующийили административный акт подлежитобязательному исполнению.

Эти методымогут сопровождаться поощрениями исанкциями. Однако, главный недостатокадминистративных методов управлениясостоит в том, что они поощряютисполнительность, а не инициативу.Данный вид методов управления являетсясвязующим между экономическими и любымидругими.

Социально-психологическиеметодыуправления представляют собой механизмвоздействия на органы управления иконкретных исполнителей черезсоциально-психологические интересы.

Формирование и использование общественногои индивидуального сознания, социальнойактивности основываются наобщественно-значимых, морально-этическихкатегориях и ценностях, что в совокупностии является сущностью социально-психологическихметодов управления.

Необходимо выделитьв данной группе подгруппу методовуправления – методы управлениясоциальными процессами, которыепреимущественно базируются наинформационном управлении (информацияо субъекте или явлениях, которыераспространяются через средства массовойинформации, информационные стенды вгосударственных, муниципальныхучреждениях.

Данная информация не всегдаявляется обязательной к исполнению,как правило, она предлагает пути, выборлинии поведения). Примеромсоциально-психологического методауправления земельными ресурсами можетслужить так называемая «дачная амнистия»,позволившая снять социальную напряженностьв области земельных отношений по поводусадовых, дачных участков и иных объектов,на которые распространяется упрощеннаярегистрация прав.

Проект«Создание сети МФЦ в Пензенской области»так же относится к социально-психологическимметодам управления земельно-имущественнымиотношениями и имеет большое социальноезначение.

Большое количество гражданнашей страны в течение года обращаютсяв те или иные органы государственной имуниципальной власти за получениемгосударственных или муниципальныхуслуг, предоставлением информации. Пооценкам экспертов в целом таких хожденийв год около 300 миллионов.

27 июля 2010 годабыл принят Федеральный закон РФ №210-ФЗ«Об организации представлениягосударственных и муниципальных услуг».

  Этотзакон предполагает обязательностьпредоставления государственных имуниципальных услуг, как в электронномвиде, так и на базе многофункциональныхцентров.

Более того, законом принятанорма, в соответствии с которой, с1 июля 2011 года запрещено требовать отгражданина справки по сведениям, которыенаходятся в каких-либо органахгосударственной власти.

Созданная сетьмногофункциональных центров Пензенскойобласти позволяет обеспечить предоставлениегосударственных и муниципальных услугна качественно новом уровне в каждоммуниципальном районе и Пензенскомгородском округе.

Особоговнимания заслуживает рассмотрениесущности программно-целевогометодав управлении земельными ресурсами,который можно отнести к группеорганизационно-распорядительных методовуправления.

Программно-целевое,ориентирующее и корректирующеепланирование – один из эффективныхспособов государственного регулирования.В Федеральном законе Российской Федерацииот 20.07.

1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозированиии программах социально-экономическогоразвития Российской Федерации» подпрограммой понимается «комплекснаясистема целевых ориентировсоциально-экономического развитияРоссийской Федерации и планируемыхгосударством эффективных путей и средствдостижения указанных ориентиров».

Любаяпрограмма содержит цель и некий набор(комплекс) средств ее осуществления.Цель существует неразрывно со средствомее достижения. Получив определениечерез конкретные средства, основываясьна реальном потенциале, цель становитсямощным фактором человеческой деятельности.

Сутьпрограммно-целевого метода заключаетсяв обеспечении строгой согласованностинамечаемых систем мероприятий споставленными целями за счет проведениядетального анализа этих целей, учетавсех основных аспектов их достиженияи непосредственного включения в планих реализации всех необходимыхисполнителей.

Такоепонимание программно-целевого методапозволяет определить его в качествеведущего по отношению к другим методамуправления. Особое значение он приобретаетв современных условиях в системегосударственного управления приподготовке стратегических решений, втом числе и в земельной сфере.

Составнымиэлементами применения программно-целевогометода являются прогнозированиедолгосрочного развития, индикативноепланирование вероятных траекторий,выявление ключевых проблем, выбор,оценку и реализацию приоритетныхнаправлений на основе, главным образомкосвенного, а также высокоизбирательногопрямого государственного воздействияна хозяйствующих субъектов.

Федеральныецелевые программыявляются основным  и эффективнодействующим программно-целевыминструментом реализации приоритетныхнаправлений развития экономики РоссийскойФедерации, важным рычагом воздействиягосударства на экономику и позволяюткомплексно и системно решать проблемыэкономической и социальной политикистраны на тех направлениях, где другиеспособы неэффективны или неприемлемы.В развитие федеральных программ в каждомрегионе разрабатываются региональныеи муниципальные программы и подпрограммы,обеспечивающие достижение целей сучетом местных особенностей и условий.Среди них наибольшее значение длярассматриваемой темы и с учетомрегиональной специфики, на взглядавтора, имеют следующие:Подпрограмма”Создание системы кадастра недвижимости(2006 – 2012 годы)” федеральной целевойпрограммы “Создание автоматизированнойсистемы ведения государственногоземельного кадастра и государственногоучета объектов недвижимости (2002 – 2008годы)”, государственная программа”Информационное общество (2011-2020годы)”, долгосрочная региональнаяцелевая программа “Созданиеавтоматизированной системы ведениягосударственного земельного кадастраи государственного учета объектовнедвижимости в Пензенской области (2009- 2012 годы)”, способствующие созданиюгосударственного кадастра недвижимостив Российской Федерации и Пензенскойобласти, в частности, повышениюэффективности управления земельнымиресурсами и земельно-имущественнымиотношениями.

Целевыепрограммы являются одним из важнейшихсредств активного воздействия государствана его социально-экономическое развитие.Как правило, они сосредоточены нареализации крупномасштабных, наиболееважных инвестиционных и научно-техническихпроектов, направленных на решениесистемных проблем, входящих в сферукомпетенции органов власти.

Долгосрочнаяцелевая программа представляет собойсрочный, комплексный правовой акт,принимаемый уполномоченными субъектамиправа, требующий материальных затрати поэтапной реализации, включающийсистему приоритетных мероприятий,направленных на достижение общественнозначимых целей.

Поуровням целевые программы подразделяютсяна федеральные, региональные, муниципальныепрограммы, по видам – на научно-технические,социально-экономические, внешнеэкономические,производственно-технологические,экологические, комплексные программы.

Основнымнормативным правовым актом, регламентирующимразработку целевых программ, являетсяБюджетный кодекс Российской Федерации.

Статья 179 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации закрепляет полномочия поутверждению долгосрочных целевыхпрограмм, установлению порядка определениясроков их реализации, а также установлениюпорядка принятия решений о разработкедолгосрочных целевых программ и ихформирования и реализации за исполнительнымиорганами соответствующего уровнявласти: в региональных долгосрочныхцелевых программ – высший исполнительныйорган государственной власти субъектаРоссийской Федерации.

ВПензенской области принято постановлениеПравительства Пензенской области от28.02.2008 г.

№135-пП «Об утверждении порядков принятиярешений о разработке долгосрочныхцелевых программ Пензенской области,их формирования и реализации, подготовкиматериалов по федеральным целевымпрограммам, в реализации которыхучаствует Правительство Пензенскойобласти, а также проведения оценкиэффективности их реализации».

Всоответствии с названным документомдолгосрочные целевые программы (вдальнейшем ДЦП) Пензенской областипредставляют собой увязанный поресурсам, исполнителям и срокамосуществления комплекс научно-исследовательских,опытно-конструкторских, производственных,социально-экономических,организационно-хозяйственных и другихмероприятий, обеспечивающих эффективноерешение отдельных проблем регионапрограммными методами. К ДЦП относятсяпрограммы, срок реализации которых трии более года.

Программымогут включать в себя подпрограммы,направленные на решение конкретныхзадач.

Вработе с программами выделяются следующиеэтапы:

-отбор проблем для программной разработки;

-принятие решения о разработке Программы;

-определение государственного заказчикаПрограммы и его функций;

-формирование структуры Программы;

-определение мероприятий Программы,имеющих инновационную направленность;

-экспертиза, оценка Программы и утверждениеПрограммы;

-финансирование Программы, управлениереализацией Программы, оценка эффективностиее реализации и контроль за ходом еевыполнения.

Вструктуру Программы входят следующиеразделы:

-паспорт Программы;

-содержание проблемы и обоснованиенеобходимости ее решения программнымиметодами;

-основные цели и задачи, сроки и этапыреализации Программы;

-система программных мероприятий.Мероприятия, имеющие инновационнуюнаправленность;

-оценка эффективности программныхмероприятий (по утвержденным индикативнымпоказателям);

-организация управления Программой иконтроль за ходом ее реализации.

Источник: https://studfile.net/preview/3609316/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.