Метод земельного права

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Метод земельного права

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление “власти и подчинения”. Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1.                  Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2.                  Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3.                  Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Признаки земельного права как отрасли права

Метод земельного права

Определение 1

Земельное право является отраслью права, которая регулирует использование и охрану природных ресурсов.

Предмет земельного права заключается в регулировании отношений возникающих при распределении, использовании и охраны земель.

Метод – предполагает возможность воздействия определённых законодательных норм земельного права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Для обеспечения правового регулирования издаются правовые нормы, которые устанавливают правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – это средство управления общественными отношениями в связи с использованием и охраной земель в России. Отметим, что природные территории расценивается как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории.

Методы земельного права

Земельное право не имеет присущего лишь ему, как отрасли права, метода правового регулирования. И потому применяются следующие методы регулирования земельных правоотношений:

  1. Императивный метод заключается в управлении и регламентации общественных отношений. Этот метод приводит к установлению для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для данного метода характерны отношения власти и подчинения и запретительные меры (запреты, предписания). Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения. В земельном праве основное место занимает императивный метод. Это объясняется необходимостью регламентации и управления охраной земель, и важной общественной значимостью управления и охраны земель. Данный метод применяется в области государственного управления земл ёй. А именно при выявлении нарушений связанных с нарушением земельного права, установлению запретов и ограничений по использованию земли.
  2. Диспозитивный – заключается в управлении общественными отношениями. Это управление заключается в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для данного метода характерным моментом являются согласования и рекомендации. Этот метод широко используется при управлении и регулировании в вопросе земельных отношений.

Признаки земельного права

Земля позиционируется как основа для жизни и деятельности населения.

Потому управление земельными ресурсами исходит из представления о земле, как о важнейшей части природы, которую используют как средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

Земля при этом одновременно рассматривается как часть биосферы и как недвижимость, с которой связаны права собственности и иные права на землю.

Охрана земельного фонда рассматривается как основной приоритет окружающей среды и средства производства, как в лесном, так и в сельском хозяйстве перед передачей и использования земельных ресурсов в качестве недвижимости. Собственники земельных участков могут осуществлять свою хозяйственную деятельность свободно, если это не наносит вреда окружающей природе.

Сохранение человеческой жизни и здоровья является приоритетом при реализации действий по использованию и охране земель. Необходимо предпринимать такие виды деятельности, которые свели бы к минимуму риск утраты и здоровья человеком и способствовали бы предотвращению отрицательного влияния на его организм.

В обсуждении и решении вопросов, связанных с землёй, принимают участие граждане, общественные и религиозные организации, чьи интересы касаются прав на землю. Граждане имеют право участвовать в подготовке и реализации тех или иных вопросов связанных с их правами на землю.

В свою очередь, органы государственной власти, муниципалитеты и субъекты хозяйственной деятельности обязаны законом создать условия для участия граждан в обсуждении и принятия решений по вопросам связанных с их правами на землю.

Земельные участки и расположенные на них постройки связаны единой судьбой участков и следуют ей.

Сохранение особо ценных земель и особо охраняемых территорий России является наиболее важным, чем изменение статуса вышеупомянутых земель. Изменение данного статуса ограничено или запрещено.

Испозьзование земли является платным. Бесплатное пользование утверждается законодательно.

Земли делятся на категории по целевому назначению. При этом их правовой статус определяется на основе принадлежности, к какой – либо категории и возможности её использования в соответствии с постановлением законодательства.

Размежевание собственности на землю между государством, субъектами, муниципальными образованиями устанавливается специальными Федеральными Законами. К таким постановлениям относится ст. 214 ГК РФ и ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. Данный закон вступил в силу с 1 июля 2006 г.

Государство регулирует приватизированную землю.

Разграничение гражданского и земельного права в области использования земель.

Правовой режим земель носит дифференцированный подход.

Для урегулирования и налаживания правовых отношений, касающихся земли, должно произойти соединение как интересов общества, так и законных требований граждан. При этом обеспечивается гарантия населению на обладание и пользование земельными участками.

Взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право тесно связано с конституционным, гражданским, градостроительным, административным и муниципальным законодательством. Добавим также взаимосвязь с законодательством экологической и природо-ресурсовой отрасли (водной, лесной, горной):

  • Конституционное право. В Конституции земельные отношения закреплены в ст. 9, 72, и 36. Согласно им граждане и объединения граждан имеют право владеть как частной собственностью землёй и осуществлять там свою деятельность. Но при этом деятельность человека не должна нарушать окружающую экологию.
  • Природо-ресурсовые отрасли права. Применение данных отраслей права к земельным отношениям возможно при наличии возникших вопросов связанных с использованием тех или иных земель.
  • Гражданское право. В земельных отношениях гражданское право оценивает и решает вопросы, связанные с порядком заключения сделок с недвижимостью, оформлению договоров, обязательности сделок и т. д. О характере имущественных сделок связанных с землёй сообщается в ст. 3 ЗК РФ
  • Градостроительное право. Сильно прослеживается взаимодействие земельного и градостроительного права. Это взаимодействие определяется специальной документацией, где отражается экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
  • Административное право. Земельное и административное право пересекаются в вопросах управления земельными фондами. В результате положения административного права используются для привлечения виновных в совершении правонарушений связанных с земельной собственностью, частной или государственной. При управлении земельным фондом органы государственной власти функции характерные только для данного вида государственного управления – ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/priznaki_prava/priznaki_zemelnogo_prava_kak_otrasli_prava/

Методы земельного права

Метод земельного права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод земельного права

Земельное право– совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в целях организации эффективного использования и охраны земель, охраняемых законом интересах землепользователя, а так же обеспечением устойчивого развития РБ.

Новый земельный строй отмечает многообразие форм собственности на землю: установление платности всех форм пользования землёй, включение земли в гражданский оборот как объекта различных сделок сохр. гос. управления, контроль государства за эффективностью использования земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=t7knqXbdk-w\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Таким образом, предметомземельного право являютсяземельные отношения.

Земельные отношения– отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

Земля рассматривается как экономическая, политическая, правовая категория.

Как экономическая– выступает объектом хоз-ного оборота, объектом собственности вещных и обязательственных прав.

Как политическая– явл. Территорией государства и пределом осуществления гос. власти.

Как правовая– земельные участки, имеющие индефикационные характеристики, установленные границы, площадь, место положения, режим использования и охраны.

земля (земли)– земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Земля явл. Объектом имущественных отношений, которая складывается в гражданском обороте, имеет статус недвижимого имущества.

В качестве недвижимого имущества земельные участки обладают свойствами:- относятся к категории индивидуальных вещей; – могут быть делимыми или неделимыми; – попадают под опред. Режим собственности;- являются самостоятельным объектом правового регулирования

Таким образом земля выполняет функции: -экологическую, -социальную, -экономическую.

Методы земельного права – форма правового воздействия на поведение участников земельного правоотношения.

Земля как объект правового регулирования

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:категории земель;виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель – по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса РБ о земле).

Принципы земельного права

Статья 5.Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

1) государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;2) обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;3) единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;4) использования земельных участков по целевому назначению;5) приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;6) эффективного использования земель;7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;8) платности землепользования;9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;10)гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;11) защиты прав землепользователей.

Методы земельного права.

Под методами земельного права понимаются соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=G5OOTrkvQ0Q\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер гос.принуждения при несоблюдении ими правовых норм.

Земельно-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников отношений, предоставляя им возможность совершать определенные действия или запрещая их.

Тем самым земельно-правовые нормы определяют модель поведения участников земельных отношений.

В земельном праве регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.

Императивный метод означает воздействие на участников земельных правоотношений посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов.

При использовании диспозитивного метода воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

В частности, императивный метод регулирования земельных отношений применяется в сфере государственного управления землей, при установлении порядка застройки земель, в случаях привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Диспозитивный метод свойственен частному праву и предоставляет участнику земельных отношений право самостоятельного решения. Диспозитивный метод применяется в регулировании земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности, и самостоятельности хозяйствования на земле.

Следует отметить, что в настоящее время преобладает императивный метод регулирования земельных отношений.

В юридической литературе выделяют три основных вида диспозитивного метода:

1) рекомендательный; 2) санкционирующий; 3) делегирующий.

При использовании рекомендательного метода субъектам земельных правоотношений предоставляется возможность альтернативного поведения, т. е. субъект самостоятельно выбирает способ своего поведения для решения поставленных задач.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, однако это решение приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим компетентным органом.

При использовании делегирующего метода субъекту земельных правоотношений предоставляются определенные правомочия в какой-либо области.

5. Система земельного права

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая частьземельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения.

Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие: институт, регулирующий право собственности на землю; институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования; институт государственного управления землями; институт ответственности за нарушение земельного законодательства; институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная частьземельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

Источник: https://studopedia.ru/20_56390_metodi-zemelnogo-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.