Льготы по земельному налогу нк рф

Категории налогоплательщиков, освобожденные от уплаты земельного налога

Льготы по земельному налогу нк рф

Возможность применения льгот по некоторым видам налогов может быть закреплена на уровне как федерального, так и регионального законодательства.

К таким видам относится и земельный налог, получить льготы по которому плательщики могут на основании местных законодательных актов конкретного субъекта РФ. Стоит более подробно рассмотреть, кто именно попадает в категорию льготников и какие действия необходимо предпринять для снижения суммы налога.

Категории налогоплательщиков

Законодательное регулирование земельного налога по большей части осуществляется при помощи Налогового кодекса РФ, в котором данному вопросу посвящена отдельная Глава 31.

В ст. 388 этого документа выделены следующие виды плательщиков:

  • физические лица, представленные в виде обычных граждан;
  • физлица, которые являются индивидуальными предпринимателями;
  • юридические лица.

Значение имеет только вид права, на котором плательщик владеет участком.

В частности, обязанность по уплате налога установлена при наличии у него следующих прав:

Что касается аренды и права безвозмездного пользования, то в этих случаях землевладельцы уплачивать налог не должны.

Кроме этого, основанием для отсутствия оплаты или уменьшения его величины может быть применение отдельных видов льгот.

Возможность снижения суммы к уплате

В большинстве случаев под льготой по земельному налогу понимается не полное освобождение от его уплаты, а лишь частичное снижение налоговой базы на определенную сумму.

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ, данная сумма составляет 10 тыс. руб. — именно с этой величины налог не взимается.

Если же стоимость превышает данный показатель, то налог начисляется, но только на сумму превышения. При наличии в собственности плательщика одновременно нескольких участков снизить величину стоимости получится только по одному из них.

Возможность применения такой льготы установлена на федеральном уровне для приведенных ниже категорий граждан:

  • герои РФ или СССР;
  • граждане, которые были подвержены воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС;
  • ветераны и инвалиды ВОВ или боевых действий;
  • инвалиды с детства;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, перенесшие лучевое заболевание в ходе проведения работ с ядерными установками и т. п.

Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать льготы для отдельных групп плательщиков, поэтому в каждом регионе они различаются.

К наиболее распространенным категориям можно отнести:

  • пенсионеры;
  • многодетные семьи (как правило, детей должно быть минимум трое);
  • дети, которые находятся на иждивении у других лиц;
  • ветераны труда;
  • близкие родственники погибших на службе сотрудников МВД, военнослужащих (их родители или супруги) и т. д.

Кроме этого, региональные льготы могут быть установлены и в отношении тех категорий, которые уже были выделены на федеральном уровне. Например, местные власти могут предоставить инвалидам или ветеранам дополнительную скидку для снижения налоговой базы, в результате чего налог также уменьшится.

Стоит учесть, что кроме принадлежности плательщика к одной из перечисленных категорий, к нему могут предъявляться и другие дополнительные критерии.

Все эти моменты определяются региональными властями.

Полное освобождение от налога

Что касается полного освобождения от необходимости платить земельный налог, то из физических лиц такая возможность предоставляется только одной категории — представителям коренных или малонаселенных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. При этом земля должна использоваться ими для хозяйствования, ведения промыслов и сохранения традиционного образа жизни.

Юридические лица также могут быть полностью освобождены от земельного налога при том условии, что они входят в перечень, установленный ст. 396 НК РФ:

  • учреждения и организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе;
  • религиозные организации, на участках которых находятся здания и сооружения, функционирующие в благотворительных или религиозных целях;
  • организации, которые являются участниками свободной экономической зоны (СЭЗ);
  • общественные организации инвалидов (причем численность последних в общей массе членов организации должна быть не менее 80%);
  • организации, которые владеют участками с расположенными на них автодорогами общего пользования;
  • судостроительные компании, являющиеся резидентами особой экономической или производственно-промышленной зоны;
  • управляющие компании инновационного центра «Сколково»;
  • организации, выступающие резидентами особой экономической зоны.

Например, если судостроительной компании принадлежит земля, на которой осуществляется иная деятельность, кроме как ремонт или производство судов, в отношении данного объекта недвижимости у плательщика будут установлены налоговые обязательства в соответствии с общими правилами.

Как воспользоваться льготами?

В случае попадания плательщика в одну из определенных законом льготных категорий ему необходимо, прежде всего, уведомить об этом инспекцию, в отношении которой у него имеется обязанность по уплате земельного налога.

В соответствии со ст. 211 НК РФ, использование налоговой льготы — это право, а не обязанность плательщика, которое носит заявительный характер.

Он имеет право отказаться от применения льготы или временно прекратить ее использование на отдельный период.

Для применения льготы плательщику необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Узнать в налоговой инспекции или администрации населенного пункта о наличии действующих льгот и своей принадлежности к этой категории. Особенно этот этап важен, если он относится к группе, установленной региональным законодательством.
  2. Подготовить заявление и пакет необходимых документов. Получить информацию о необходимых бумагах и требованиях к заявлению плательщик может у сотрудников инспекции. Конкретный тип документа зависит от того, к какой именно льготной категории относится заявитель.

Например, это может быть:

  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство многодетной семьи и свидетельства о рождении детей;
  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • трудовая книжка (для ветеранов труда);
  • документ, подтверждающий статус героя РФ или СССР и т. д

Кроме этого, потребуется еще копия его паспорта, документы на участок и доверенность (если обращается доверенное лицо).

3. Ожидать решения от налогового органа. Законодательно установленный срок рассмотрения поданного заявления составляет 30 календарных дней, однако на практике он может быть значительно меньше.

В отдельных случаях возможна ситуация, при которой плательщику не придется самостоятельно заниматься уведомлением инспекции о наличии у него льгот. Например, если в ИФНС уже имеются документы, подтверждающие его отнесение ко льготной категории.

В этом случае действие льготы может быть начато самостоятельно, даже без инициативы со стороны плательщика. Однако в большинстве случаев инициатором является именно он.

В частности, ее применение распространяется только на тот отрезок времени, когда она уже была фактически установлена.

Например, если это произошло в июле, то распространяться льгота будет только на 6 месяцев (причем июль включается в расчеты как полный месяц, вне зависимости от конкретной даты). Поэтому налог определяется обязательно с учетом корректирующего коэффициента. То же самое касается расчетов в ситуации, когда льгота в течение года прекращает свое действие.

Также важным является тот факт, что получить льготу можно и задним числом, когда плательщик продолжал уплачивать налог полностью, не применяя никакие скидки на его сумму. Однако сделать это можно не более чем за три года, которые предшествовали установлению льготы. В этом случае налоговая инспекция сделает перерасчет и переплаченную часть средств учтет в счет будущего налогового взноса.

Поэтому землевладельцам стоит интересоваться не только федеральными, но и региональными нормативно-правовыми актами, которые принимаются в отдельном регионе. Возможно, что с течением времени категории льготников будут расширяться, что позволит многим владельцам земли уменьшить свои налоговые обязательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/lgoty/kategorii-nalogoplatelshhikov-osvobozhdennye-ot-uplaty.html

Статья 395 НК РФ. Налоговые льготы

Льготы по земельному налогу нк рф

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

9) организации – резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”, – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра “Сколково” и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

См. все связанные документы >>>

Статья 395 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении конкретных земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи освобождаются от налогообложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

На основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон N 5473-1) уголовно-исполнительная система включает в себя:

– учреждения, исполняющие наказания;

– территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В пункте 2 статьи 395 НК РФ закрепляется, что освобождаются от налогообложения организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.

2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Источник: https://RuLaws.ru/nk-rf-chast-2/Razdel-X/Glava-31/Statya-395/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.