Льготная приватизация земельных участков

Содержание

До какого года продлена бесплатная приватизация земельного участка?

Льготная приватизация земельных участков

Право на бесплатную приватизацию отдельных земельных участков было предоставлено гражданам РФ еще несколько лет назад, однако за этот период далеко не все землевладельцы успели оформить права собственности на данную недвижимость.

В связи с этим программа бесплатной приватизации снова была продлена, на этот раз с крайним сроком до 2020 года. Поэтому стоит рассмотреть условия, на которых реализуется эта программа, и краткий порядок действий для этого.

Законодательные основания

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой льготная (или упрощенная) приватизация. Под ней понимается процедура по оформлению прав частной собственности на земельный участок, которым гражданин владеет на других правах (а полные права собственности на него находятся у государства или муниципалитета).

Это связано с тем, что владельцы относятся ко льготной категории граждан или используют участок достаточно долго для того, чтобы стать его полноценными собственниками. Очевидно, что безвозмездность этой сделки ограничивает число ее участников только строго определенными в законодательстве категориями.

Изменения, которые непосредственно коснулись вопроса приватизации земельных участков, на законодательном уровне произошли относительно недавно, а именно в 2016 году. Именно с 01.03.

2016 года был введен в действие Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Данный документ отменил некоторые статьи Земельного кодекса и внес ряд изменений в порядок и условия приватизации земли.

В отдельных статьях этого нормативно-правового документа перечислены конкретные основания, когда данная процедура становится возможна, а также необходимые условия для этого.

Кто имеет право и в какой срок

Процесс бесплатной приватизации земельных участков (а также некоторых расположенных на них объектов недвижимости) получил среди граждан негласное название «дачной амнистии» (это касается участков различных садоводческих и дачных товариществ).

В последний раз изменения произошли в 2015 году — тогда возможность оформить в собственность землю была продлена до 2020 года. Для расположенных на них объектов недвижимости (чаще всего это дома) временные рамки несколько меньше — до 2018 года. Стоит отметить, что в законодательстве имеется ограниченный перечень оснований, которые дают право на бесплатную приватизацию земли.

Данные основания включают в себя:

  1. Наличие у гражданина участка на правах постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В этом случае обязательным условием является тот факт, чтобы у него также были оформлены права собственности на жилую недвижимость, которая располагается на этом наделе.
  2. Оформление земли в аренду с целью ИЖС или ЛПХ. При этом также имеется условие — участок должен быть оформлен в аренду до введения в действие нового Земельного кодекса (что произошло в 2001 году).
  3. Включение заявителя в состав членов какого-либо садоводческого или гаражно-строительного кооператива. В данном случае процедура приватизации является максимально упрощенной.
  4. Принадлежность землевладельца ко льготной категории. Такие категории устанавливаются на законодательном уровне, причем как на федеральном, так и на региональном.

В частности, к ним могут быть отнесены:

  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • ветераны.

Уточнить информацию о наличии подобного рода льготы или принадлежности гражданина ко льготной территории он может в администрации того населенного пункта, где он проживает (или где расположен тот участок, который он хочет приватизировать).

Также стоит учесть, что существует определенный перечень земель, которые не подлежат приватизации ни при каких условиях. В частности, это земли лесного и водного фондов, общественные, зараженные опасными веществами, имеющие природоохранное значение и т. п.

Порядок действий и необходимые документы

Для реализации права на бесплатную приватизацию участка землевладельцу необходимо, прежде всего, убедиться в наличии у себя оснований для этого. Если данные основания действительно имеются, алгоритм действий будет следующим:

Подготовка необходимых документов

Пакет бумаг включает в себя:

  • заявление (установленной формы документа нет, но образец, как правило, можно получить в органе обращения);
  • паспорт заявителя (копия);
  • документ, на основании которого он владеет участком (например, это может быть договор аренды или акт администрации населённого пункта о выделении земли);
  • правоустанавливающие бумаги на строения, находящиеся на территории надела (при наличии);
  • кадастровый паспорт (предоставляется только при условии, что участок включен в государственный кадастр);
  • выписка из ЕГРП, которая с 2017 года заменила кадастровый паспорт (стоит учесть, что срок ее действия составляет 1 месяц со дня получения).

В зависимости от ситуации могут потребоваться и некоторые другие документы, поэтому их точный перечень стоит заранее уточнить в том органе, куда будет происходить обращение. В случае предоставления копий они должны подаваться вместе с оригиналами или быть заверенными должным образом (то есть нотариально).

Подача документов в уполномоченный орган

Как правило, рассмотрением данного вопроса занимается специальный земельный отдел или департамент органа местного самоуправления. В каждом конкретном населенном пункте этот отдел может носить свое название.

Ожидание решения

Минимальный срок рассмотрения составляет 14 дней с момента подачи заявления, однако в отдельных случаях он может быть и продлен. В случае отказа в приватизации это решение обязательно должно быть обосновано, в случае положительного решения стороны могут переходить к оформлению необходимых документов.

В последней ситуации заявитель получает официальное решение о предоставлении земли в собственность, которое является основанием для дальнейшей государственной регистрации этого права.

Регистрация перехода права собственности

Данная процедура является обязательной и осуществляется в специальном органе — Росреестре. Для этого землевладельцу необходимо подготовить и предоставить в регистрационный орган определенный пакет документов и обязательно оплатить государственную пошлину.

По окончании процесса приватизации гражданину будет выдан документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности на землю.

Именно это свидетельство и будет главным документальным основанием того, что теперь участок находится в его частной собственности.

После этого он получает практически ничем не ограниченные (кроме законодательства) права на пользование и распоряжение данным видом недвижимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/besplatnaya-privatizaciya.html

Приватизация земельных участков гражданами

Льготная приватизация земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Льготная приватизация земельных участков

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

Льготная приватизация земельных участков

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Приватизация земельного участка в 2020 году: пошаговая инструкция, с чего начать, под частным домом

Льготная приватизация земельных участков

Последние изменения: Январь 2020

Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции.

Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации.

В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

  • после выкупа земли;
  • безвозмездная приватизация по упрощенной системе;
  • по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

  • участок подпадает под дачную амнистию;
  • земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.));
  • если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

  • многодетные;
  • ветераны и участники ВОВ;
  • дети, оставшиеся без попечения;
  • и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

  • Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого.
  • Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части.

  • Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п.

  • При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Есть ли платная приватизация

Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности.

И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.

), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.

Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.

Какие участки нельзя приватизировать

Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:

  • изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению;
  • имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам);
  • зарезервирована для государственной необходимости;
  • относится к лесным или водным фондам;
  • является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.

Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).

Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.

Как приватизировать землю и перечень требуемых документов

 

Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.

Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:

  • В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже.

  • После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.).

  • Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.

Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:

  • заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность;
  • выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом);
  • если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы;
  • в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).

Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.

По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.

Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.