Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Вс разъяснил, кому положена бесплатная приватизация дачного участка

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Полезное для дачников разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучила спор одной дачницы с питерскими чиновниками.

Гражданка владела участком в садовом товариществе, которое существовало еще с советских времен, но тогда частной собственности на землю не было. Теперь гражданка попросила оформить на нее бесплатно сотки, которые по праву считала своими. Районный суд с ее доводами – почему это надо сделать, согласился.

Городской же суд это решение отменил, отказав даме целиком и полностью. Дачница дошла до Верховного суда РФ и там с ее аргументами согласились.

Все началось с иска гражданки к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. В иске была просьба о бесплатной передаче в собственность ее же земли в садовом некоммерческом товариществе – СНТ. В суде женщина рассказала, что она член этого товарищества.

А само СНТ – правопреемник некогда существовавшего огороднического товарищества. Оно родилось еще в 1988 году после решения районного совета депутатов тогда еще Ленинграда. Дачникам подыскали участок “для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений”.

Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка.

Этот договор считается продленным на неопределенный срок и действует до сегодняшнего дня.

Современные СНТ – правопреемники советских огороднических товариществ. Игорь Курашов/ РГ

Истица так объяснила в суде свое требование – передать ей, как члену СНТ, эту землю бесплатно.

Ее товарищество было образовано до вступления в силу в 1998 году Закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Поэтому она “обладает правом на приватизацию” своих соток в соответствии с этим законом.

Районный суд ее аргументы признал и иск удовлетворил. Апелляция в городском суде это решение отменила и сама приняла новое – в иске отказать.

Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом “О садоводческих объединениях”. А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит.

А это необходимое условие для передачи соток бесплатно. Кроме того, “кадастровый учет в отношении предоставляемого товариществу участка не осуществлялся, , топогеодезические работы по отношению границ участка не проводились”.

И вообще, о каких огородах речь, если на этом месте планируется в неопределенном будущем развитие “улично-дорожной сети”.

С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.

Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности.

По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность.

Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

В законе о садоводческих объединениях от 1998 года (он действовал на момент возникновения нашего спора) сказано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по их месту жительства. В нашем случае все так и было.

Решением исполкома Красногвардейского районного Совета депутатов Ленинграда в 1988 году было создано объединение и ему дали 16 гектаров под огородничество в аренду. Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества.

Через десять лет – в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество.

В этом договоре есть пункт, в котором сказано, что если до конца срока договора одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.

В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.

Как изменится процедура “дачной амнистии” после 1 марта

Истица – член товарищества и на момент ее обращения в суд действовал Закон “О введении в действие Земельного кодекса РФ”. По нему граждане, члены садово-огородных товариществ до 31 декабря 2020 года имеют право приобрести свой земельный участок без торгов, в собственность и бесплатно.

Но лишь в том случае, если сотки соответствуют нескольким условиям. Вот список условий: участок должен быть образован из земли, предоставленной товариществу до вступления в силу этого закона. Если по решению собрания членов объединения земля распределена между членами.

Если эта земля не изъята из оборота или ограничена в обороте и если ее не зарезервировали для государственных нужд.

В нашем споре, заявил Верховный суд, апелляция ошибочно сослалась на закон о садоводческих объединениях, который применять было нельзя, так как год рождения закона – 2014-й.

То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.

“Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела”.

Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.

Источник: https://rg.ru/2019/02/27/reg-szfo/vs-raziasnil-komu-polozhena-besplatnaia-privatizaciia-dachnogo-uchastka.html

Можно ли приватизировать земельный участок

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Приватизация земельных участков гражданами

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земли под частным домом

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Просмотров 1626

Частный дом строится на земельном участке, который может принадлежать либо владельцу строения, либо государству в лице муниципалитета.

Получается, что хозяин оказывается в своем доме на чужой земле: он пользуется участком с властями на основании определенного договора, то есть может владеть землею и распоряжаться ею.

Выход в этой ситуации один – вывести землю из муниципального владения во владение физического лица (приватизация).

Приватизация – это процесс преобразования собственности. Одна сторона (физлицо) получает или покупает у другой стороны (государство) определенную собственность – в нашем случае земельный надел.

Одна из сторон обязательно должна быть организацией, даже если речь идет о муниципалитете. Земля под частным домом переходит в руки его собственника совершенно бесплатно.

Данная процедура налажена, не предполагает проволочек, доступна даже иностранцам.

Без процедуры приватизации земельного участка обойтись нельзя: Вы пользуетесь наделом бессрочно на основе договора с государством или арендуете его.

На этом основании будьте готовы к тому, что местный муниципалитет в любую минуту изымет свою собственность под государственные нужды. Окажется, что именно через Ваши домовладения будет проходить газопровод, федеральная трасса или железная дорога.

Бывали прецеденты, когда государство объявляло неприватизированную землю природоохранной зоной (заповедником).

Приватизация дает возможность владельцу не только пользоваться своим имуществом (землей), но и распоряжаться по своему усмотрению – продать вместе с домом, сдавать, менять, делить на части.

Помните, что выбор за Вами, но отказ от приватизации повлечет за собой множество проблем правового и имущественного характера: Вы захотите продать землю, подарить ее или поделить ее между наследниками и столкнетесь с бюрократическими препятствиями.

Механизмов перехода земли в частную собственность не так уж много. Помимо приватизации это:

  • Получение в дар.
  • Получение в наследство.
  • Покупка у лица, своевременно оформившего приватизацию.

Государство лояльно относится к желанию своих граждан приватизировать землю. Дачная амнистия, действие которой закончилось 1 марта 2018 года, предполагала бесплатную землю под частный дом изначально.

Бывают ситуация, когда бесплатный переход участка домовладельцу невозможен по определенным причинам – надел приходится выкупать по кадастровой стоимости.

Это достаточно редкое явление, и перед оформлением сделки рекомендуется посоветоваться с адвокатом.

Владелец дома обязан иметь законные права на саму жилую постройку – свидетельство права собственности или договор купли-продажи. Иначе муниципалитет затребует освободить участок, а вместе с ним – и частный дом. Чиновники частично компенсируют владельцу стоимость коттеджа, но основную сумму потраченных денег хозяин потеряет.

Что касается бесплатных оснований перехода земли физическому лицу – их несколько, и они строго регламентированы государством:

  1. Хозяин оформил договор аренды или бессрочного пользования с государством.
  2. Надел изначально выдался под ИЖС и ЛПХ.
  3. На земельный надел распространяется «дачная амнистия».
  4. Льготы собственника дома как ветерана ВОВ, сироты, малоимущего, «чернобыльца», члена многодетной семьи и т.д.
  5. Земля является частью садоводческого товарищества, огородничества, дачного кооператива.
  6. Дом является собственностью с 1991 года и ранее. Если документы оформлены позже – земля выкупается согласно кадастровой стоимости.

Вот список документов, на которые можно ссылаться, оформляя бесплатную регистрацию земли:

  1. Земельный Кодекс РФ.
  2. ФЗ 178, который регулирует все приватизационные процессы.
  3. ФЗ-93, получивший название «Дачная амнистия». Процедура в этом случае упрощена.
  4. Законодательный акт, посвященный государственной регистрации жилой недвижимости – ФЗ-218.

Данный перечень может варьироваться и дополняться юристом. Квалифицированный специалист в курсе всех изменений действующего законодательства, он использует эти знания на практике.

Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:

  • Земля не является собственность муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
  • Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
  • Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
  • Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.

Обычно чиновники оформляют отказ письменно и объясняют причину. Необоснованный отказ можно обжаловать судебно, а документ с обоснованиями отдать на анализ квалифицированному юристу.

Если Ваш случай не попадает под «дачную амнистию» – приватизировать землю в административном порядке будет достаточно долго. Необходимо сразу определиться с последовательностью действий, а именно:

  1. Сбор пакета документов. Они подтверждают законность действий владельца дома и принадлежность жилого фонда заявителю.
  2. Написание заявления по букве закона. Иск относится в местную администрацию, поскольку именно она – законный владелец земли. В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители (опекуны). Подростки 14 лет и старше пишут заявление под присмотром взрослых.
  3. Подготовка кадастровых данных, документов на межевание. Кадастровый паспорт должен иметь каждый участок земли, его оформление невозможно без подписи геодезистов и открытия межевого дела. Геодезическая компания должна иметь лицензию на проведение данного рода деятельности, квалифицированных специалистов, техническую базу для проведения межи.
  4. Землеустроительные работы, геодезическая съемка. Помните, что самостоятельно сделать замеры Вы не сможете, к тому же у Вас нет на это законных прав.
  5. Заключение договора с государственными чиновниками. Соглашение подписывает администрация с одной стороны и собственник (и) – с другой. В договоре прописывается не только реальный размер надела, но и доля каждого владельца, назначение земельного участка, некоторые его характеристики, расположение.
  6. Регистрация собственности на землю в Росреестре. Представители этого компетентного органа тщательно изучают документы и после этого, если проблем не возникает, закрепляют землю за частным лицом. Росреестр обязан выдать собственнику на руки выписку из ЕГРП и свидетельство.

Примерные расходы, перечень которых может меняться:

  • Услуги геодезистов – 10 000 рублей и выше в зависимости от области страны.
  • Выписки из ЕГРН – 300 рублей.
  • Нотариальные услуги, стоимость которых зависит от многих факторов.

Когда речь идет о пакете документов, прилагаемых к заявлению, подразумеваются:

  1. Паспортные и анкетные данные соискателя приватизации и его совладельцев. Может потребоваться оригинал и ксерокопии некоторых разворотов.
  2. ИНН.
  3. Адрес частного дома, расположенного на участке.
  4. Документы, устанавливающие право собственности – договор на бессрочное пользование или предоставление земли под ИЖС, арендное соглашение, Справка о наследовании, дарственная.
  5. Кадастровый план земельного участка. У данного документа есть срок давности – год и менее.
  6. Технический паспорт на дом.
  7. Выписка из ЕГРН.
  8. Корешок о неучастии в приватизации до этого.
  9. Справка из земельного комитета о нормативной стоимости участка.
  10. Документ из ФСН о размере надела и земельном налоге.

Перечень может варьироваться.

Строительство дуплексов (домов на две семьи с входами с разных сторон) – распространенное явление. Несколькими семьями нередко заселены старые частные дома.

Основное условие для приватизации в этом случае – согласие всех владельцев, а их может быть два и более. Никто не должен чинить препятствий процессу приватизации, в противном случае инициатор обращается в суд.

В случае положительного решения земля переходит истцу и без согласия ответчика.

Без участия суда приватизация занимает 3-4 месяца, если кто-то из совладельцев обратился в суд – процесс может затянуться на полгода. Как закрепить за собой право собственности на землю, чтобы завещать или подарить ее детям – решать Вам, но не лишним будет заручиться помощью юриста.

Иногда выгоднее оставить участок на балансе государства и жить в собственном доме, но это подходит далеко не всем. У профессионального адвоката есть высшее юридическое образование, доскональное знание земельного Кодекса, опыт общения с чиновниками администраций, Росреестра, совладельцами земельных участков.

Проконсультируйтесь перед принятием важного решения!

Внимание!

  • Учитывая частые изменения в законах, информация на сайте может устаревать быстрее, чем мы успеваем обновлять ее.
  • Каждый случай индивидуален и зависит от множества различных факторов. Базовая информация не дает гарантии решения именно Вашего вопроса.

Вы можете круглосуточно и бесплатно спросить наших консультантов!

  Заполните специальную форму внизу или напишите в онлайн чат

  Позвоните по телефону горячей линии:

Для жителей Москвы и Московской области – +7 (495) 128-31-35

Просмотров 1626

Источник: https://www.pravovik24.ru/blog/zemelnye-voprosy/privatizatsiya-zemli-pod-chastnym-domom/

Что сказано в законах РФ о приватизации земельных участков

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Земельным законодательством четко определено, кто имеет право на приватизацию, порядок ее проведения, возможные ограничения, основания для отказа. Со всеми тонкостями стоит ознакомиться заранее, взвесив имеющиеся возможности и сложности.

Готовясь к приватизации, важно ознакомится с порядком ее оформления. Каждая категория земель имеет собственные юридические тонкости.

Какие земли можно оформить в собственность в 2020 году

Новым правительственным решением был продлен срок дачной амнистии. Бесплатно оформлять земли под домами в собственность разрешено до 1 марта 2020 года. Однако, сделать это возможно не с любым участком.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Доступные варианты в 2020 году:

  • земли со строениями, полученные гражданами до введения Земельного кодекса;
  • территории, арендованные для ИЖС или ПХ;
  • наделы, переданные по наследству или полученные в бесплатное пользование на неопределенный срок;
  • полученные гражданами участки для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, под гаражами и пр.

Кто имеет исключительное право

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.

От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Что говорят федеральные законы о приватизации земельных участков

Приватизационные процедуры регламентируются несколькими законами:

  • ФЗ о приватизации земель;
  • ФЗ о дачной амнистии;
  • ЗК РФ;
  • законом о государственной регистрации.

В соответствии с ними все территории под недвижимым имуществом необходимо переводить в частную собственность или в арендное пользование.

Главную роль при безвозмездной передаче земельных участков играет закон о дачной амнистии, закрепляющий единые требования к процедурам купли-продажи, сдачи в арендное пользование, обмена, передачи по наследству земель.

Порядок процедуры

Изначально важно знать, что дачная амнистия действует в отношении земель, полученных до 30 октября 2001 года. Если данное условие соблюдено, можно переходить к следующему шагу – изучению правоустанавливающей документации. В ней нужно найти основания предоставления надела. Если отдельной графы не имеется, значит, участок передан на праве собственности.

В случае отсутствия документации на земельный участок, надо получить выписку из хозяйственной книги, выдаваемую местным органом власти. В дальнейшем она станет правоустанавливающим актом. Если никаких сведений не найдется и в книге, участок придется выкупать по рыночной стоимости.

Под частным или многоэтажным домом

Приватизировать землю, находящуюся под частным домом, достаточно проблематично. Для этого собственник недвижимости должен приобрести участок независимо от способа первоначального получения.

Цена надела в данном случае определяется по кадастровой стоимости. Основанием для выкупа земельной площади становится наличие на ней собственной постройки.

Для приватизации участка под частным домом необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • ксерокопии паспорта и арендного договора;
  • кадастровый план.

Скачать образец заявления на приватизацию участка

Каждый гражданин решает сам, стоит ли ему приватизировать землю, расположенную под многоквартирным домом. Процедура имеет как плюсы, так и минусы.

Основные преимущества заключаются в следующем:

  • Обеспечиваются дополнительные гарантии: невозможность использования участка третьими лицами без согласия собственника (проложить дорогу, построить магазин или СТО); невозможность отчуждения части территории, снесения имеющихся на ней строений без согласия владельца; невозможность бесплатного изъятия земельного участка для обеспечения нужд муниципалитета.
  • Создается возможность получения дополнительного заработка. К примеру, путем сдачи в аренду придомовой территории.
  • Обеспечивается удобство эксплуатации. Хозяева могут на свое усмотрение облагораживать земли: обустраивать места отдыха, прогулок, детских игр и пр.

В СНТ

Садовый участок получить в личную собственность проще всего. Если он выделен в СНТ, следует обратиться с заявлением в районную администрацию. Согласовывать свои планы с правлением или иными участниками товарищества нет необходимости.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

С садовым наделом, выделенным индивидуально, процесс еще легче. С заявлением и документом о выделении территории нужно сразу обращаться в Росреестр.

С 2015 года действуют новые правила, согласно которым не нужна подготовка кадастрового плана, занимающая огромное количество времени и требующая немалых затрат.

Приватизировать участок можно самостоятельно или через доверенное лицо: юриста частной компании или председателя СНТ. На представителя необходимо оформить доверенность.

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве установил двух этапную процедуру. Сначала следует получить согласие собственника участка – муниципального образования. Далее зарегистрировать имущественное право на территорию в Росреестре.

Тем лицам, на которых распространяется закон о дачной амнистии, первый этап проходить не требуется. Они реализуют свое право на основе закона, поэтому не нуждаются в согласовании решения с собственником земли.

Для обращения в администрацию необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • акт о выделении надела;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся постройки;
  • кадастровый план (в случае осуществления постановки на кадастровый учет);
  • техническую документацию на имеющиеся объекты недвижимости;
  • подлинник и ксерокопия паспорта заявителя.

При обращении в Росреестр по дачной амнистии достаточно иметь паспорт и документ о предоставлении участка. Отсутствие отметки конкретного права получения земли не может быть основанием для отказа в проведении приватизации.

В сельской местности

Сельские участки приватизируются в порядке, определенном специальным Законом об обороте сельскохозяйственных территорий.

Главные законодательные положения:

  • Вопросы приватизации участков в сельской местности относятся к компетенции муниципалитетов. Так, сельские советы распоряжаются землями по приказам вышестоящей администрации в соответствии с региональным законодательством.
  • Передача участков на селе в пользование граждан или юридических лиц осуществляется по договорам купли-продажи или аренды. Выкупать наделы можно только на публичных торгах, проводимых при наличии как минимум двух претендентов на имущество. Такое правило действует в случае публичного заявления о торгах по определенным наделам.
  • Лицо, имеющее арендный договор, действующий дольше трех лет, имеет право на выкуп территории в приоритетном порядке. Следовательно, оно может купить арендуемый участок без торгов на основании обычной сделки купли-продажи.

Платно или бесплатно

До 1 марта 2020 года основные положения о ценах приватизации земель были установлены в 28-й и 36-й статьях ЗК РФ. Федеральный закон о приватизации земельных участков № 171-ФЗ отменил их действие и внес изменения в процедуру, сделав ее бесплатной.

В 2020 году граждане и юридические лица могут получать от государства и муниципалитетов земельные участки в свою собственность безвозмездно в следующих случаях:

  • Если гражданин получил землю в безвозмездное пользование в целях ведения фермерского или личного подсобного хозяйства на срок до 6 лет – по истечении пятилетнего периода.
  • Если земельный участок получен гражданином в безвозмездное пользование для ИЖС или подсобного хозяйства на период до 6 лет – по истечении 5 лет.
  • Гражданам, имеющим трех и более детей. Такое получение земли возможно однократно.
  • Иным категориям населения, имеющего права на получение земель по федеральному законодательству.

Когда можно получить отказ

Законом определены следующие основания отказа в приватизации земельного участка:

  • нахождение земли в резерве для государственных нужд;
  • изъятие территории из обращения;
  • запрет на приватизацию по ст. 28 ФЗ № 178;
  • участок находится на берегу пруда, водоема или береговой линии общего пользования;
  • отнесение земли к категории общего пользования (автодорога, площадь, улица и пр.).

Отказ в приватизации земли оформляется письменно с мотивированием соответствующими законодательными положениями федерального уровня.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-o-privatizacii-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.