Критерии отнесения объектов капитального строительства

Сносить по правилам

Критерии отнесения объектов капитального строительства

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован федеральный закон от 3 августа 2018 г.

№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями закона восполняется пробел в правовом регулировании отношений, связанных со сносом объектов капитального строительства.

Что такое снос?

В соответствии с Федеральным законом под сносом понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Как сносить?

В соответствии с новым Федеральным законом Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется главой 6.4 «Снос объектов капитального строительства».

Она предусматривает общий порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Определяются документы, необходимые для осуществления сноса, требования, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса.

Также вводится норма о том, что на основании договора о сносе, заключаемого с застройщиком или техническим заказчиком, работы вправе выполнять только индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом.

Что такое объект индивидуального жилищного строительства?

Помимо этого, закон закрепляет понятие объекта индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом такой объект не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
  Как построить объект индивидуального жилищного строительства?

Федеральным законом вводится упрощенный порядок строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома – отменяется необходимость получения разрешения на данные работы (часть 17 статьи 51 ГрК РФ).

Теперь необходимо направить органу, уполномоченному на выдачу разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) соответствующего объекта и возможности такого строительства (реконструкции) (при отсутствии уведомления указанного органа о несоответствии планируемых параметров объекта капитального строительства установленным параметрам и (или) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома на земельном участке (статья 51.1 ГрК РФ)).

Экспертиза обязательна

Кроме того, статья 49 ГрК РФ дополняется новой частью 2.

2, устанавливающей, что в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ[1], относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утверждаются Минстроем России.

Также Федеральным законом уточняется действие во времени требований, на соответствие которым оценивается проектная документации при проведении экспертизы. Так, вводимая часть 5.

2 статьи 49 ГрК РФ устанавливает, что при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (в отношении линейных объектов – на дату утверждения проекта планировки территории), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

В случае если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При экспертизе проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, действующим на дату начала проведения экспертизы.

Что нового?

Федеральным законом в числе прочего уточняются нормы ГрК РФ, касающиеся государственного строительного надзора, ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, градостроительного зонирования, архитектурно-строительного проектирования, и другие нормы.

Так, уточняется предмет государственного строительного надзора – исключается проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов.

Теперь органы государственного строительного надзора будут проверять соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ только проектной документации.

Помимо этого, закрепляется возможность осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов, проектная документация которых не требует проведения экспертизы, но при наличии информации о соответствующих нарушениях, поступившей в органы государственного строительного надзора (статья 54 ГрК РФ).

Также Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.

Путина, предусмотренного абзацем 5 подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений по итогам заседания Государственного Совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности от 17 мая 2016 г. № Пр-1138ГС.

Ознакомиться с документом можно здесь.

[1] Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.

Источник: https://gge.ru/press-center/news/snosit-po-pravilam/

Экспертиза проектной документации объектов с массовым пребыванием. ПРИКАЗ N 198/пр

Критерии отнесения объектов капитального строительства

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 апреля 2020 г. N 198/пр

О КРИТЕРИЯХ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТАХ 4 И 5 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 49 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, К ОБЪЕКТАМ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ГРАЖДАН

В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 52, ст. 7790) и подпунктом 5.2.101(21) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 февраля 2020 г., N 0001202002110011), приказываю:

утвердить в качестве критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан:

Министр В.В.ЯКУШЕВ

Письмо МИНСТРОЯ РОССИИ № 11666-ОГ/08 от 13.04.2020 г.

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Департамент) в ответ на Ваше обращение от 24 марта 2020 г. № 137230, зарегистрированное в Минстрое России 24 марта 2020 г. за № 11526-ОГ. сообщает.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 Кодекса.

Так, согласно части 2 статьи 49 Кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации, в том числе следующих объектов капитального строительства:

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 4 части 2 статьи 49 Кодекса);

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 5 части 2 статьи 49 Кодекса).

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 340-ФЗ), вступившем в силу 4 августа 2018 года, статья 49 Кодекса дополнена новой частью 2.

2, предусматривающей что если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (далее – Положение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2019 г.

№ 671 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» пункт 5.2 Положения дополнен подпунктом 5.2.

101(21), устанавливающим, что Минстрой России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующий нормативный правовой акт в установленной сфере деятельности – критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан.

Изданный приказ Минстроя России от 3 июня 2019 г.

№ 321/пр «О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, и отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон» в связи с отказом Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации отменен приказом Минстроя России от 18 сентября 2019 г. № 552/пр.

Приказ Минстроя России от 1 ноября 2019 г.

№ 669/пр «О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, и отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон» (далее – Приказ № 669) возвращен Минюстом России 25 декабря 2019 года без государственной регистрации.

Приказ № 669 отменен приказом Минстроя России от 27 января 2020 года № 37/пр.

В этой связи, Минстроем России был подготовлен новый приказ от 10 апреля 2020 г. N 198/пр.

Вместе с тем следует отметить следующее.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», к объектам с массовым пребыванием людей отнесены здания или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек.

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Согласно части 10 статьи 16 Федерального закона № 340-ФЗ в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а являются мнением, не обязательным для правоприменения.

Источник: https://morozofkk.ru/pisma-mchs/id4665/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.